Как самостоятельно научиться ездить «задом»

Умение ездить задним ходом — важнейшая составляющая вождения автомобиля. Не научившись этому, нельзя осмысленно обучаться парковке, пользование зеркалами тоже будет под вопросом. Кроме того, если Вы сами научитесь заднему ходу, это значительно сократит общее количество уроков, а значит, снизит стоимость обучения. Но здесь кому как повезёт. Если у дома есть тупиковый участок дороги, большая полупустая парковка, или совсем рядом парковка торгового центра, то такая возможность есть. Ездить задом в тесной жилой зоне с целью обучения, конечно, рискованно и нецелесообразно. Тем не менее, такая возможность всё равно есть, причём даже в том случае, если места во дворе мало и у Вас навыки вождения ещё не приобретены. Для этого читаем Упражнение 1.

Упражнение 1. Ваша машина припаркована задом под 90 градусов к бордюру на обычной стоянке. Слева и справа от Вас стоят другие машины, припаркованные аналогичным способом. Задача: выехать вперёд по прямой, на сколько позволяет место, на 5 — 10 метров, после чего необходимо задним ходом вернуться на прежнее место. Повторяется многократно. По зеркалам контролировать интервал между боковинами Вашей и соседних слева и справа машин.

При движении вперёд чуть поверните руль влево, или вправо. С какой стороны интервал между вашей и соседней машиной начинает увеличиваться, а с какой уменьшаться? Научитесь при движении вперёд «прицеливаться» задней частью машины в ту точку, куда вы собираетесь ехать задом. После этого нужно остановиться и поставить руль прямо. У начинающих водителей элемент «прицеливания» полностью отсутствует. Человек останавливается в произвольном месте, не зная, куда смотрит автомобиль задней частью, с произвольным положением руля, включает заднюю передачу, начинает двигаться, не понимая, куда едет машина, в зеркала не смотрит.

Итак, выехали, в процессе выезда «прицелились» (интервалы слева и справа стали одинаковыми), остановились, поставили руль строго прямо, задним ходом возвращаемся на место. Перед выездом запомнили, как были расположены Ваши зеркала относительно зеркал соседских машин, чтобы не заехать глубже. Ведь там или бордюр, или отбойник, или чужая машина. Лучше чуть не доехать, выйти и посмотреть, сколько там еще места. Этот вопрос нужно задавать себе много раз, чтобы не наехать задом на препятствие. Очень много нужно тренироваться, чтобы глядя в зеркало научиться определять расстояние до препятствия сзади. Упрощает задачу камера или парктроник. Женщинам эти аксессуары надо иметь обязательно. Мужчинам проще выходить из машины в ботинках и контролировать дистанцию, женщинам в туфлях в лужу и грязь выходить не очень приятно.

В процессе выездов — въездов варьируйте боковые интервалы. Чуть ближе к машине слева, затем к машине справа.

Если «заблудились» и не можете вернуться обратно в свою ячейку, ничего не делайте. Остановитесь. Попросите заехать на место любого водителя. А сами после перерыва продолжите тренировки. Среди начинающих обучаться вождению иногда есть точка зрения, что если найти «хорошего автоинструктора», то он покажет, в каком месте надо «поворачивать руль» и всё получится тогда. Такой волшебной точки не существует. Всё делается путём подбора и пробных поворотов руля, это касается и педалей. Успех достигается путём многократных повторений. Спортсмены перед соревнованиями постоянно тренируются, хотя в целом то уже умеют и бегать и плавать. Да, потом Вы будете точно знать, с каким положением руля куда поедет машина, хоть передом, хоть задом. Автоинструктор, который сидит справа, знает предстоящую траекторию автомобиля даже не держась за руль, а просто держа его постоянно в поле зрения. А Вам предстоят упорные тренировки. Подсказки автоинструктора здесь будут медвежьей услугой. Зато, о чудо! Проведя двадцать или тридцать тренировок, у Вас на автомат перейдут многочисленные действия с автомобилем: подход к машине и её осмотр, осмотр прилегающей территории, снятие с сигнализации, посадка, пристёгивание, установка положения сиденья, руля и зеркал (если ещё кто то ездит), запуск, включение фар, прогрев, снятие с ручника, включение передачи, контроль дороги, движение, торможение, остановка и т.д. Это просто огромное количество действий! А Вы всего то выезжали и заезжали на прежнее место. Может быть Вы с лёгкостью выполните это упражнение с первого раза. Отлично! Но это упражнение и предназначено для лиц, имеющих трудности с вождением.

Упражнение 2. Необходим участок дороги, стоянки с прямолинейным бордюром, чем длиннее, тем лучше. Речь идёт о минимум 20, 30, 50 метрах. На нём не должно быть остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и т.п., задний ход должен быть разрешен и соблюдались меры безопасности. Я уж не пишу, что это не делается рядом с детской площадкой или около подъезда жилого дома. Наилучший вариант, это стоянка большого торгового центра, его самая дальняя зона. Машин здесь нет, движение отсутствует. Делать это можно в очень ранние часы, когда и центр еще закрыт.

Задача: многократное движение вдоль бордюра задним ходом с использованием левого зеркала, когда бордюр слева от машины, и правого зеркала, когда бордюр справа. Можно ездить и вдоль линии разметки, но это сильно расслабляет, наезд будет «ненастоящим».

В процессе езды задом надо уяснить, куда поворачивает машина в зависимости от вращения руля. В теории всё просто: едем вперёд — куда руль, туда и передняя часть автомобиля; едем назад — куда руль, туда и задняя часть машины. А на практике не всё так гладко у всех получается. Тут очень важно остаться наедине, один на один с машиной и один раз навсегда это усвоить. Главная проблема у ученика при движении задом: в какую сторону крутить руль, должна быть решена, это надо сделать до начала обучения парковке.

Главное, не допускать «схлопывания» видимого в зеркале интервала между бортом Вашей машины и того ориентира, вдоль которого Вы едете. Иначе будет наезд на препятствие.

Ознакомьтесь с очень важной особенностью при движении задом: передняя часть автомобиля при больших поворотах руля отклоняется влево — вправо на очень большую величину. Надо знать, куда пойдет капот при повороте руля влево и вправо и постоянно об этом помнить, чтобы не задеть препятствие. При этом в зеркале всё будет выглядеть нормально, интервал при наезде не «захлопнется».

По зеркалу, где виден бордюр, Вы управляете (рулите) машиной, а в остальные зеркала нужно обязательно контролировать отсутствие препятствий. Десять раз проехали, было свободно, а потом кто то припарковался, или бросил покупательскую тележку.

Выбирайте невысокий бордюр. Наезд на такой бордюр под острым углом не страшен даже на автомобиле с очень низкой посадкой. Попробуйте подъехать к такому бордюру, до касания надо выйти и посмотреть, как это всё будет выглядеть. Затем дотронуться колесом и опять посмотреть. Да, вот так, мелкими шажками нужно знакомиться с возможностями своей машины «дружить» с бордюрами. А вот фронтальный контакт с бордюром передними или задними колёсами допускают только джипы с высокими бамперами. На всех остальных машинах лучше не доехать пол метра, чем услышать характерный треск.

И еще одно упражнение: движение задним ходом между двумя линиями разметки, шириной примерно с парковочную ячейку, или полосу движения. Задача: держать интервалы слева и справа одинаковыми, или разными, на Ваше усмотрение. Некоторые ученики, двигаясь задом, стараются держаться подальше от бордюра (препятствия). Упражнение показывает, что если будет далеко в одном зеркале, то будет очень близко в другом. Поэтому при выполнении объезда задним ходом препятствия, не нужно опасаться маленького интервала. Ведь всё видно и под контролем, и Вы не наедете на препятствие с другой стороны, которое было не видно, или Вы туда не смотрели.

Это упражнение пригодится и при обычном движении (вперёд) по обозначенной полосе движения. Поначалу все ученики жмутся левее к линии разметки, вплоть до наезда на левую линию, и не замечают этого. Это результат иллюзии, что правая часть машины занимает всю полосу. Вот здесь и нужно мельком глянуть в боковые зеркала. Вы увидите, что боковые интервалы до линий разметки у Вас разные: слева маленький, или полосы не видно совсем (значит машина едет по разметке), а справа он огромный.

Если для выполнения левого поворота необходимо занять крайнее левое положение, нужно обязательно встать вплотную к сплошной линии разметки, но не наезжать на неё. Водители массово игнорируют это, наезжает каждый десятый, но если что либо произойдет (ДТП) в этот момент, Вы будете вынуждены остановиться на сплошной линии, а Вам оформят выезд на встречную полосу. Как узнать, наехала машина на разметку, или нет? Если разметка видна в боковое зеркало, значит не наехали. Контролировать этот факт помогает умение ездить задним ходом.

Получается, что ездили вроде задним ходом, а улучшаются общие навыки вождения по городу. Всё взаимосвязано и вытекает одно из другого.

Упражнение 3. Для упражнения необходим бордюр с поворотом. Выпуклая часть изгиба направлена в сторону машины. Вдоль вогнутых изгибов не ездят, можно наехать на препятствие, которое будет не видно в зеркалах.

Итак, у нас три участка бордюра: минимум метров 10 прямо, плавный изгиб, и опять примерно 10 метров прямо. Делаем то же самое, только добавляется необходимость объезжать изгиб бордюра.

Возможно, у Вас на машине стоит камера заднего вида. Ездить нужно уметь именно по зеркалам, а камеру использовать как вспомогательное средство. В какой то момент камера будет залеплена грязью, а надо будет срочно сдать задом.

Упражнение 4. Для упражнения необходим плавный изгиб бордюра на 90 градусов. Такие скругления сейчас делаются везде. Нам подойдет въезд с малоинтенсивной дороги без сплошной линии посредине во двор. Задача: стоим на дороге метров за 10 — 15 за въездом во двор (въезд позади машины). Необходимо задним ходом, двигаясь вдоль бордюра, заехать во двор вглубь, метров на пять. В итоге имеем: движение по прямой по дороге, движение по радиусу закругления, и опять прямая линия по бордюру во дворе. Выполняем упражнение по правому (бордюр справа) и по левому зеркалам (бордюр слева).

При приближении машины к повороту, особенно в правом зеркале становится не видно закругление бордюра. В левом можно просто наклоняться вперёд, а вот правое зеркало нужно опускать вниз, чтобы видеть то, вокруг чего Вы едете задом. В данном случае закругление (реально может быть яма, столбик, отбойник).

При движении вперёд на исходную позицию, на дорогу, попутно выполняем наблюдение за объезжаемым бордюром в том же опущенном зеркале, по той же схеме, что и при движении задним ходом. Но смотреть надо преимущественно вперёд, а в зеркале просто контролируем интервал. Бордюр должен быть низким, чтобы при обучении не повредить порог своего автомобиля. Через некоторое время у Вас «срастётся» картинка объезжаемого бордюра впереди и получающегося при этом интервале, видимом в зеркале. У Вас выработается привычка контролировать заднюю часть машины при объезде препятствий. Обычно об этом начинают задумываться только после повреждения задней двери и порога.

Самую высокую эффективность упражнение даёт не при челночном движении вперёд — назад вокруг закругления, а при непрерывном движение задом по кругу. Десять — пятнадцать кругов задом, и человек отлично осваивает технику заднего хода. Но подходящих мест для таких тренировок в Москве очень мало.

Упражнение 5. Данное упражнение необходимо выполнять при полной уверенности в себе. Если не уверены, лучше его делать с инструктором.

Для выполнения необходима одна, две, или три легковые машины стоящие не с краю у бордюра, а посредине парковки. Как Вы уже, наверное, догадались, необходимо задом, по зеркалам их объехать. От парковки упражнение отличается тем, что движение идёт непрерывно. Периодически объезжаемая машина будет уходить из поля зрения зеркала, тогда делаем «всё наоборот» (был реверс, ставим драйв, руль был влево (или вправо) до упора, ставим вправо (влево) до упора и едем вперёд до появления в зеркале объезжаемой машины на «рабочем» интервале. Ученик видит, как «вращается» объезжаемая машина в зеркале, видит, что интервал в зеркале сначала уменьшается, затем увеличивается до полного ухода из зеркала.

После выполнения данного упражнения ученик становится способен припарковаться задом под 90 из любого ракурса. Ему достаточно увидеть в зеркале машину, рядом с которой нужно встать.

После овладения техникой движения задним ходом можно приступать к обучению парковке различными способами.