Автоинструктор на машине ученика в Москве и Московской области

Самые старательные ученики по вождению, кто они?

Времена, когда мальчишки бежали за автомобилем, как за чудом, давно прошли. К автомобилю привыкли, явление стало массовым. Ездят все, мужчины и женщины, молодые и старые. Умение водить легковую машину перестало быть делом узкого круга людей. Сейчас автомобиля нет только у тех, кто не хочет его иметь. Отношение к обучению вождению ввиду массовости процесса, потеряло ореол сакральности и первостепенной важности. «Все вон, садятся, едут, и ничего». Такой точке зрения способствует совершенство нынешних автомобилей, наличие автоматики, берущее часть функций водителя на себя, отличная резина, активная и пассивная защита, удовлетворительные дороги. Машина заводится и зимой и летом, с АКПП не нужно даже уметь трогаться с места. Можно не знать устройства машины и успешно ездить, достаточно только регулярно посещать хороший автосервис.

Вместе с тем, что автомобиль стал привычным и «ручным», аварийность на дорогах очень высокая, много людей в результате ДТП травмируется и гибнет. Но для большинства все это остается за кадром, там, далеко, в виртуальной реальности, они уверены, что неприятности их не коснуться. Но автомобиль, как и любой вид транспорта, независимо от отношения к нему всё равно остается средством повышенной опасности.

В автошколы приходит много людей, далеких от автомобиля и дороги. Они не готовы сразу, без раскачки, всерьёз воспринимать и запоминать очень важную информацию. То, что для водителя со стажем является ценнейшим опытом, накопленным годами, для них может быть совсем не интересно. Рассказы об опасных режимах движения, о последствиях ДТП могут вызвать даже беззаботный смех, вспоминаются сцены из комедийных фильмов, где герои после погони на автомобиле и эффектной аварии остаются целыми и невредимыми. У многих женщин в моде образ «блондинки», в фильмах им всё сходит с рук, и они подражают этому образу.

Казалось бы, что все хотят уметь профессионально водить автомобиль, стремятся овладеть этим искусством в совершенстве. На самом деле это не так. Начинающий водитель будет готов реально обучаться вождению только после того, как лично ознакомится с неприятными «сюрпризами» от Дороги. Происходит это уже после автошколы, когда новичок начал ездить сам.

О чем идёт речь? Нет смысла литературно обрабатывать эту информацию. Ниже составлен сокращенный и не слишком негативный перечень.

Составление протокола об административном правонарушении. Составление объяснения участником ДТП. Штраф за нарушение ПДД. Разбитая машина. Эвакуатор. Посещение группы разбора ДТП. Визиты в страховую компании. Поиск свидетелей. Независимая автоэкспертиза. Ремонт машины. Отсутствие полиса ОСАГО у виновника. Услуги адвоката. Ожидание и перенос суда. Неявка ответчика на суд. Продажа битого автомобиля. Возмещение ущерба в порядке регресса. Дополнительные претензии от пострадавших, и т.д. и т.п.

Лично ознакомившись с неприятными последствиями ДТП, человек начинает иначе смотреть на своё умение водить автомобиль. Самым важным для него становится способность очень длительное время, 8 – 10 лет передвигаться на своей машине без ДТП.

До этого момента сам разговор о подстерегающих неприятностях может быть просто не принят, или даже гневно отвергнут, так как всё это якобы может «материализоваться», что нельзя «программировать» на негатив. Неискушенный человек хочет слышать приятную, неутомительную, приглаженную и прилизанную информацию, объяснения инструктора и объем доносимой информации должен соответствовать их личным представлениям о дороге и о процессе обучения вождению. На первом месте, например, могут стоять посторонние для вождения вещи: цвет салона, работа музыкального центра, настройка часов, невоспитанность других участников движения, а не цель и суть процесса обучения вождению.

После ДТП у основной массы водителей происходит глубокое переосмысление своей жизненной позиции вообще и алгоритма своего поведения на дороге в частности. Все случайности не случайны. Переосмыслению способствует длительное передвижение после ДТП на общественном транспорте, с пересадками, в толчее, с ожиданием на остановках, в то время как на своём автомобиле всё решалось бы насчет «раз». В процессе этой утомительной езды рождаются правильные мысли, что, «надо было пропустить этого неадекватного с прилегающей территории», «не стоило рисковать и опережать такси справа», собственно, именно в такие минуты идет формирование и созревание настоящего водителя. Он начинает понимать, что шутки на дороге плохи, начинает продумывать, как при любом раскладе не попасть на дороге под удар судьбы, а это дороже, и это совсем другое, чем умение ловко выполнять «полицейский разворот». Умение делать отдельные каскадёрские трюки без серьёзной жизненной позиции не делает вождение безопасным. Появляется соблазн продемонстрировать своё «мастерство» прохожим, которым дела до этого нет.

После ДТП учиться у автоинструктора в большинстве случаев необходимости уже нет. Человек всё уже умел, но сам не захотел уберечься, понадеялся на свое «преимущество» не соблюдал самых простых мер безопасности, не занимался вопросами стратегии безопасного движения, а просто «ехал». Здесь можно без посторонней помощи, самостоятельно сделать выводы и ездить аккуратнее и предусмотрительнее. Когда же водитель попал в историю по неопытности, и теперь не знает откуда ждать новое испытание, а ездить очень необходимо, вот тогда без опытного автоинструктора на машине обучаемого (ученика) не обойтись.

Самыми обучаемыми начинающими водителями являются те, кто в начале своей практики вождения еще не закрепил в своем стиле вождения вредные и опасные привычки, но по неопытности уже обжегся и ввиду острой необходимости передвигаться на машине готов обучаться на своём автомобиле у частного автоинструктора. Такие ученики с полуслова понимают, о чем вообще идет речь на уроке вождения, их не нужно агитировать за безопасный стиль вождения, они уже всё это почувствовали в своей реальной жизни, или на примере близких, знакомых или коллег.

Научить ездить очень просто. Самое сложное в работе автоинструктора, это убедить начинающего водителя соблюдать простейшие меры безопасности. Они многим поначалу кажутся чрезмерными и утомительными. Они наивно верят, что из-за стоящего на остановке автобуса никто никогда не выскочит, что они всегда успеют затормозить в последний момент, что автомобиль на повороте не может войти в занос или опрокинуться, что все другие водители их видят и должны пропустить, что все адекватны и вежливы. Они думают, что все знают ПДД, что они сами никогда не забудут осмотреться перед выполнением маневра и включить поворот, и так до бесконечности. Только поездив год – два, новички будут считать иначе.

В заключении можно сказать, что обучение Правилам дорожного движения и вождению намного эффективнее, когда оно адресовано хотя бы немного ориентированной и подготовленной аудитории. Например, когда в семье обучаемого уже есть машина, все члены семьи вольно или невольно сопереживают все произошедшие события на дороге. Хорошо, когда будущий водитель на работе иногда слышит «горячие» разговоры» коллег автомобилистов типа: «Еду я по Тверской, и вдруг!...»

При этом для обучения очень хорошо, когда человеку надо ехать сейчас, сегодня или завтра, по важным и неотложным делам, а не через несколько лет. Когда невозможно без машины добраться до работы, необходимо возить ребёнка в садик, в школу, секции, возить престарелых родителей и т.д.

Водительское удостоверение часто получают, не имея ни машины, ни планов, ни самой необходимости, куда-либо ехать. На всякий случай. С началом водительской практики в этом случае нужно бы позаниматься, вспомнить теорию, покататься с инструктором. Но многие этим пренебрегают. Вроде бы и так всё хорошо, «габариты только не очень чувствую». На выходе получается как на фото:

И только после этого человек обращается к автоинструктору, теперь он готов учиться и воспринимать информацию.

Как гласит пословица «За одного битого двух небитых дают».

Милости просим на обучение!