Автоинструктор на машине ученика в Москве и Московской области

Стратегия безопасного вождения.

Для безопасного передвижения на автомобиле недостаточно выполнения требований ПДД. В качестве примеров приведу некоторые положения ПДД, они наглядно представлены в экзаменационных билетах и всем известны.

В Билете №1, в Вопросе №11 легковому автомобилю разрешается выполнение опережения грузовых автомобилей по указанной на картинке траектории. Опережение, или движение быстрее скорости потока, как мы еще рассмотрим в конце статьи, само по себе достаточно опасно. Делать это на перекрестке опасно вдвойне. Грузовая машина, которую легковая машина опережает перед самым перекрестком, может полностью загородить дорогу, примыкающую справа. А оттуда внезапно для Вас, может выехать транспортное средство, движущееся прямо, направо или налево. Перед грузовиком оно успевало «проскочить», а Вам столкновения не избежать. Если что либо загораживает водителю обзор, то очень вероятно неожиданное появление опасности из зоны, которую водитель не видит. Перед перекрёстком, или на перекрестке такая вероятность увеличивается. На перекрестке полосу лучше не менять, как на картинке, и при движении прямо, и при повороте налево. Это Вам скажет любой автоинструктор. Безопаснее на первых порах выезжать с перекрестка в том же ряду, в котором Вы туда въехали. На картинке машина въехала на перекресток во втором ряду, а выехала в крайнем правом.


В Билете №4, в Вопросе №11 Вам разрешается обогнать мотоцикл на перекрестке, так как Вы на главной, но делать это крайне опасно, так как мотоциклист может внезапно начать левый поворот или разворот, не включив левый поворотник, или лампочку в яркий солнечный день будет не видно, или если она перегорела. Желание обогнать появляется при маленькой скорости мотоцикла, а он снизил скорость как раз для поворота или разворота, а поворотник не включил. Намерения мотоциклиста будут более или менее понятны, только после проезда перекрестка, там и нужно его обгонять, если это очень необходимо. Если вместо мотоцикла будет грузовик, то он, в отличие от мотоцикла, к тому же полностью загородит дорогу, примыкающую справа, а по ней в поперечном направлении (и не только в поперечном) может двигаться ТС, которого Вы не видели, но просто обязаны были спрогнозировать для своей же безопасности. Вдруг водитель грузовика начнет объезжать слева возникшую помеху, при этом он может не успеть глянуть в левое зеркало, чтобы заметить Вас, в то время как Вы его обгоняете. А Вы не будете видеть за грузовиком помеху, которую начал объезжать грузовик, не видя Вас. В результате вполне возможно столкновение.


В Билете №7, в Вопросе №11 Вам разрешается перестроиться на среднюю полосу для опережения грузового автомобиля в конце подъёма, так как в конце подъёма запрещен обгон, а опережение не запрещено. Но со встречного направления неадекватный водитель может через сплошную  линию разметки обгонять по «встречке» белый автомобиль, который как специально для этого изображен на картинке и произойдет лобовое столкновение. Печальные случаи подсказывают, что в конце подъема нужно всегда прижиматься как можно правее и снижать скорость на случай, если со встречного направления Вам в лоб вылетит «экстремал», или «агрессивный водитель». Мало того, в конце подъема нужно вообще быть готовым уходить от такой встречной в кювет. Это лучше, чем столкновение в лоб. На картинке изображена очень удачная комбинация, когда Вы можете проехать конец подъёма и сам верхний излом рельефа дороги, под прикрытием того самого грузовика, которого правила разрешают опередить по левой полосе в конце подъёма. Для этого нужно двигаться, не меняя полосу, за грузовиком и не занимать левый ряд, пока за горой не станут видны встречные машины и не станут понятны их намерения.


В пункте 14.2 ПДД говориться, что если перед пешеходным переходом остановилось или уменьшило скорость ТС, то другие водители тоже должны остановиться или уменьшить скорость, чтобы увидеть, что пешеходов нет. А если они есть, то уступить им дорогу. Надо сказать, что вся Москва это большой пешеходный переход, где пешеходы переходят дорогу, где им заблагорассудится. Если Вы не будете двигаться быстрее потока, не будете опережать без необходимости ТС, движущиеся по соседним рядам, то Вы неизбежно снизите скорость и остановитесь не только перед пешеходным переходом, но и в другом месте, где на дороге появилась опасность. Вам пока не видно, а соседи по потоку уже видят, снижают скорость, или останавливается. Это может быть даже велосипедист, который вне пешеходного перехода едет на велосипеде поперек многополосной дороги. Все его видят и пропускают. Его не увидит только водитель, движущийся быстрее скорости потока, а когда увидит, то будет уже поздно.

Целью данной статьи не является расписать все возможные варианты возникновения опасных ситуаций на дороге, которые могут возникнуть, если не прогнозировать дорожную обстановку, а просто выполнять Правила. Ситуаций сотни, их все не распишешь. Речь идет о выработке алгоритма анализа обстановки, и действий водителя. Водитель должен всегда прогнозировать дорожную обстановку и действовать на упреждение. Это положение невозможно прописать в Правилах, слишком неконкретные термины, но любой водитель и даже не водитель поймет без описания, что такое, например, «опасное вождение». Любой ребенок скажет, что это вождение не только без прогнозирования, но и вообще без головы.

Пока будущие водители учатся в автошколе, то им не до тонкостей, расписанных в данной статье. Экзамены ведь нужно сдать, и получить «Права». Если все это подробно рассказывать на лекциях в процессе подготовки к экзаменам в ГИБДД, то некоторые обучаемые не поймут, что запрещено в конце подъёма, обгон или опережение, когда разрешен обгон на перекрестке, в голове будет неразбериха.

Подобными тонкостями лучше заняться уже после автошколы, если у Вас будет автоинструктор на своей машине. Тогда можно будет усвоить стратегию безопасного движения в мегаполисе, отрабатывая Ваши маршруты. Полученные знания легко применить к другим районам Москвы. Любой участок дороги, любую развязку можно проехать таким образом, что при любом раскладе не с кем будет пересекаться, конфликтовать, а тем более попадать в ДТП. Обучение, которым я занимаюсь, на завершающем этапе, как раз и нацелено на понимание данного вопроса. Водители, которые уже обожглись на дороге, очень охотно воспринимают эту информацию, пытаются понять логику безопасного вождения, или «стратегию», как я её назвал в заголовке. Их очень интересует, как нужно ездить на автомобиле и не попадать при этом в неприятные истории на дороге. Вначале им кажется, что есть «водительские секреты», и просят их раскрыть. На самом деле секретов нет, это постоянный, непрерывный анализ и прогнозирование дорожной обстановки, грамотные действия на упреждение, когда выбирается самый минимальный риск из всех возможных.  Опытный водитель делает все это автоматически, не задумываясь, а новичку нужно поработать над собой. Зато полученный алгоритм действий останется на всю жизнь.