Авторепетитор
Автоинструктор на машине ученика в Москве и Московской области

Зимнее вождение.

Постараюсь коротко и просто, своими словами, написать о том, как водить машину на скользкой зимней дороге. Чтобы меня поняли автолюбители всех уровней, буду приводить в качестве примеров факты из жизни.

Коварство зимней дороги заключается в том, что Вы точно не можете определить, по какой поверхности едете. Местами лед, местами мокрая снежная каша, местами мокрый асфальт. Всегда лучше считать, что Вы находитесь на очень скользком льду. Водители, побывавшие в кювете, в дальнейшем всегда считают дорогу скользкой, даже летом, и водят машину «зимним» стилем вождения, плавно и аккуратно.

Все катались на санках и знают, что иногда они едут не вдоль полозьев, а под углом, или вообще едут боком. Автомобиль тоже может начать двигаться по скользкой дороге не вдоль положения колес, а под углом, как и санки. Упрощенно это называется заносом.

Сначала поговорим о переднем приводе. Например, вы идёте и за собой тянете санки. Они при этом никогда не станут поперёк дороги, потому что вы их тянете за собой, и они стабилизируются в положении вдоль дороги. Передний привод ведёт себя как санки, которые на скользкой дороге нужно постоянно тянуть, то есть на машине нужно все время держать нажатым «газ». Если бросить верёвку и не тянуть санки, веревка попадёт под полозья, начнётся несимметричное торможение, санки развернуться попёрек дороги. Так и машина с передним приводом, если отпустить «газ», будет стремиться развернуться задом наперёд. Передние колёса тормозятся двигателем (становятся «тяжелыми»), а задние не тормозятся и начинают обгонять передние. А как держать нажатым «газ», если скорость и так очень большая? Ответ: перед скользким участком дороги нужно обязательно снизить скорость, чтобы при необходимости можно было добавить «газу» для стабилизации машины. Дача газа имеет смысл, если включена соответствующая передача. Особенно важно держать газ нажатым на повороте, тогда тяга передних колес в сторону поворота поможет удержать машину на траектории. (Очень важно: на спуске нет возможности нажать газ, поэтому машины с передним приводом на спуске неустойчивы, необходимо двигаться с минимальной скоростью).

Второй момент. Санки тянут за веревку вдоль дороги, а не в сторону кювета или встречки, так и на машине, передние тянущие колеса во время заноса все время должны быть направлены вдоль дороги, вдоль набегающего полотна, как флюгер всегда направлен против ветра. По вектору движения. Про это всегда пишут: повернуть руль в сторону заноса, а по мере вывода, возвращать руль в положение прямо. При заносе начинающий водитель может испугаться, зажать тормоз, чем ухудшит ситуацию. Но все же, можно заставить себя нажимать газ, а не тормоз. А вот с рулем все намного сложнее. Медленно выезжая со стоянки или двигаясь задним ходом, ученик не может определить, в каком положении у него передние колеса. Ему нужно остановиться, покрутить рулем, подумать, немного проехать, и даже выйти из машины и посмотреть на положение колес. При реальном выводе из заноса такой возможности нет, нужно быстро поставить передние колеса вдоль вектора движения машины (в сторону заноса) и плавно дать газу. Говоря другими словами, вывод из заноса начинающим водителем в реальных условиях невозможен, потому что он не сможет правильно работать рулем для вывода. Для этого нужна практика вождения год – два. А как же тогда быть? Все очень просто, необходимо не допускать, не создавать условия для возникновения заноса.

Для этого на машине с передним приводом необходимо:

  • тормозить только по прямой, тогда, когда руль стоит прямо, на прямолинейном участке движения, а перед поворотом руля отпускать тормоз и плавно нажимать на газ;
  • к моменту, когда Вы будете поворачивать руль, скорость должна быть уже погашена до значения, на котором Вы будете проходить этот поворот. У многих водителей закрепилась вредная привычка продолжать торможение и после поворота руля. На скользкой дороге машина сорвётся с траектории и начнет двигаться по касательной к дуге поворота, на встречку при правом повороте или в кювет при левом;
  • в процессе движения по дуге поворота газ должен быть нажат ровно столько, чтобы скорость и не увеличивалась и не уменьшалась, то есть для поддержания той скорости, которую Вы выбрали.

Автогонщики могут тормозить и в повороте, но они чувствуют и знают допустимые пропорции между поворотом руля и величиной торможения. Могут притормаживать даже ручником. Но это высший пилотаж,  достигается годами тренировок. А нам лучше перестраховаться.

Машина с передним приводом из заноса выводится отлично, активно, без задержки (за счет тяги двигателя). А вот машины с задним приводом выводятся медленно, пассивно, так как вывод из заноса производится за счет притормаживания задних колес двигателем, при отпущенной педали газа. Соответствующая передача для этого должна быть включена.

Все бросали дротик в мишень и видели, что в полете он всегда разворачивается острием вперед. Перо тормозит, и разворачивает стрелу гвоздиком вперед.

Точно так же на дороге себя ведет машина с задним приводом. Стоит отпустить газ, и машина сама стремиться выйти из заноса, при условии, что вы постоянно держите передние колеса, (как и на переднем приводе), вдоль вектора движения машины  («повернуть руль в сторону заноса» и т.д.).

Таким образом, повороты на авто с задним приводом необходимо проходить с отпущенным газом, совсем или частично. Если на повороте дать слишком много газа, то сразу с пробуксовкой задних колес начнется активный занос задней оси за счет центробежной силы во внешнюю сторону поворота. Однако он мгновенно гасится отпусканием педали газа. А вот если начали скользить уже обе оси, передняя и задняя, то вывод из заноса идет медленно, пассивно. Повернули колеса в сторону заноса, отпустили газ и остается ждать, пока машина медленно начнет разворачиваться в исходное положение параллельно  дороге, а Вы к этому моменту, с опережением  должны вернуть руль в прямолинейное положение. Если с поворотами руля ошибиться, то машина, либо не  довернется вдоль дороги, либо провернется, и занос начнется уже в другую сторону и так влево – вправо с увеличивающейся амплитудой. Вывод из заноса на машине с задним приводом сложнее и продолжительнее, и чем с передним.Чтобы не допустить заноса на машине с задним приводом:

  • тормозить только по прямой, тогда, когда руль стоит прямо, на прямолинейном участке движения, а перед поворотом руля отпускать тормоз;
  • к моменту, когда Вы будете поворачивать руль, скорость должна быть уже погашена до значения, на котором Вы будете проходить этот поворот. И на заднем и на переднем приводе многие водители грешат продолжением начатого торможения уже в повороте, потому что не успевают (и особо не стремятся) погасить скорость до поворота;
  • в процессе движения по дуге поворота газ должен быть нажат немного меньше, чем при движении по прямой с этой же скоростью, чтобы машина на дуге поворота имела тенденцию скорее к снижению скорости, но ни в коем случае не увеличивала скорость, иначе задние толкающие (ведущие) колеса обгонят передние и машину (на скользкой дороге) занесет. Как только на повороте появляется малейшая склонность к заносу, она гасится полным или частичным отпусканием газа и небольшим отклонением руля в сторону заноса (на вывод из поворота) Поэтому двигаться нужно по внутреннему радиусу проезжей части, чтобы был запас на вывод из заноса.

Занос, как правило, появляется на повороте, потому что сил сцепления с дорогой не хватает для удержания машины на траектории движения. Попробуйте привязать камень на нитке и покрутить. На маленькой скорости и на длинной нитке это получится. С увеличением скорости или, если укорачивать нитку (уменьшать радиус поворота), она оборвется, камень полетит по касательной.  При прохождении поворота на машине, помните, что Ваша «нитка» на большой скорости и крутом повороте может оборваться, тогда машину выбросит с дороги. Как определить, оборвется, или не оборвется? Положите на переднюю торпеду книгу в нелипучей, обложке. Можно поставить стакан. Если при выполнении поворота предметы не «поедут» вбок, то Вас не занесет на сколькой дороге. "Нитка" не оборвется. Силы проскальзывания на книгу относительно торпеды действуют точно такие же, как на колеса относительно дороги. И уж точно на повороте у Вас в багажнике не должны с грохотом опрокидываться ящики, канистры бутылки и прочий груз, а пассажиры не должны ударяться о боковые двери и стекла от резких поворотов.

Упоминалось, что тормозить очень желательно по прямой. На повороте колеса и так нагружены большими центробежными силами, «нитка» натянута, торможение приведет к «обрыву».

По торможению имеется еще один очень существенный момент. Если Вы будете тормозить в последний момент и резко, то на скользкой дороге Вы рано или поздно «догоните» препятствие впереди. Кроме того, сзади Вас тоже «догонят» и добавят. Поэтому тормозить необходимо в два этапа. Тормозите с таким расчетом, чтобы на расстоянии 10 – 15 метров до препятствия полностью отпустить педаль тормоза, это первый этап. Далее машина на минимальной скорости, по инерции подкатывается к препятствию, а Вы очень плавно тормозите и останавливаетесь. Это второй этап. Чем ближе препятствие, тем слабее должен быть нажат тормоз. Такое торможение исключает наезд на препятствие и удар сзади.

Необходимо обратить внимание, что занос может возникнуть не только при движении на повороте. Если при объезде препятствия (ямки, ухаба, постороннего предмета) или при перестроении резко повернуть руль, то машина так же войдет в занос. По аналогии с житейским опытом, шкаф очень трудно сдвинуть с места, так как трение покоя очень большое. Но когда шкаф сдвинули и он «поехал», толкать его становится очень легко, так как трение скольжения намного меньше трения покоя. Когда заноса нет, то колеса очень крепко держатся за дорогу, работает трение покоя. При резком перестроении в соседний ряд на скользкой дороге машину легко сорвать с места, а вот зафиксировать её в соседнем ряду уже не удастся, так как начавшийся занос меняет трение покоя на трение скольжения, маленькая сила не может остановить боковое движение машины в кювет или на встречную полосу. По этой же причине самое эффективное торможение происходит без полной блокировки колес. Опытные водители легко это делают, а чтобы упростить задачу, на машины ставят АБС.

Таким образом, чтобы предотвратить занос, нельзя резко менять режим движения:

  • резко поворачивать руль;
  • резко тормозить;
  • резко разгоняться.

При этом никто не говорит, что ездить необходимо со скоростью черепахи. Важно именно очень плавно, можно сказать, затаив дыхание, работать рулем и педалями.

Хорошую школу вождения по ледяным дорогам можно было получить в девяностые годы. В глубинке дороги не поливали реагентом, хорошо, что просто чистили снег, а большинство водителей ездили и зимой и летом на летней, к тому же наварной, резине. Возникновение заноса и вывод из него становились ежедневными явлениями и не вызывали у водителей трудностей. То есть быстро понять, что такое скользкая дорога, можно на ледяной дороге, на лысой летней резине, что сейчас можно воспроизвести, наверное, только на автодроме и желательно не на своей машине.

В современных условиях отличная зимняя резина и наличие автоматики позволяет зимой ездить почти как летом, что сильно притупляет бдительность. При неудачном стечении обстоятельств, когда складываются неблагоприятные дорожные условия с неграмотным вождением, последствия заноса незавидные.

В условиях мегаполиса самое главное, не допустить возникновения заноса. Вялый разгон, вялое торможение, очень плавные повороты рулем, торможение только на прямолинейных участках и т.д. Через некоторое время Вы «почувствуете дорогу», Вам станет понятно, что позволительно, а что нет. С этого момента главная опасность - это неопытные водители вокруг Вас. Говоря избитыми словами, держим увеличенный интервал и дистанцию. Своими словами – необходимо от всех держаться подальше, особенно на криволинейных участках дороги, и особенно на мостах (массовые столкновения машин на обледеневшем Живописном мосту). Мокрые мосты моментально покрываются льдом при переходе на минус. Еще до начала торможения нужно прогнозировать поведение водителя сзади, нужно предупредить его миганием стоп сигналов, а в процессе торможения смотреть за ним, успевает ли он остановиться или нет. Тормозить начинать заранее, иметь в виду, что возможность наезда на препятствие на скользкой дороге не исключается даже у опытного водителя.

Зимнее вождение имеет много нюансов, которые Вы начнете понимать после того, как успешно «продержитесь» несколько зимних сезонов.

Удачи Вам на зимней дороге!