Целью обучения вождению на своем автомобиле является достижение уровня подготовки, который позволяет водителю свободно и безопасно перемещается по городу, а также парковать свой автомобиль различными способами.
Приступая к обучению, Вы уже имеете определенные знания по вождению. Очень редко бывает, чтобы начальный уровень был абсолютно нулевым. С самого детства все знают, что все машины едут по правой стороне дороги, что при повороте руля направо, машина тоже поворачивает направо, и т.д. Если Вам в юности родители за городом давали «порулить», то навык руления останется у Вас на всю жизнь, как умение кататься на велосипеде. Если Вас возит персональный водитель, Ваши познания будут еще больше, так как Вы сидите рядом с водителем, видите все его действия, и даже принимаете словесное участие в управлении машиной. Вы наверняка знаете, что такое пропустить встречную, что означает уступить дорогу, а что такое преимущество и т.п. После автошколы ситуация с Вашими навыками вождения так же может быть самой разнообразной, как по качеству вождения, так и по знанию Правил дорожного движения.
Если из обязательного объема навыков и умений, необходимого для безопасного движения по городу условно «вычесть» Ваш личный опыт на момент начала обучения, то разница и будет Вашей «Индивидуальной программой обучения вождению».
Для наглядности, требуемый объем навыков и умений расписан и имеется в карточке на каждого ученика в виде таблицы. Это перечень основных элементов, из различных комбинаций которых, состоит движение по городу. С её помощью легко отслеживать Ваш уровень подготовки в процессе обучения. Отмечается то, что сделано, недостатки, план на следующее занятие. Ознакомлю Вас с карточкой подробно на первом же занятии.
Успех обучения во многом зависит от Вашей заинтересованности. Если Вам действительно необходимо ездить на машине, то Вы овладеете мастерством вождения быстрее, так как будете активно заниматься автомобильной тематикой, читать соответствующую литературу, стремиться как можно чаще сесть за руль.
Обучение каждого ученика проводится индивидуально, так как начальный уровень, способности и другие факторы у всех различные. Одни ученики контактные, сразу дают «отклик» на комментарии и рекомендации, легко и доброжелательно воспринимают информацию, проговаривают свои мысли вслух, тем самым способствуют процессу обучения. Инструктору с такими учениками легко «разговориться», быстро определить слабые места вождения и в конечном итоге быстрее научить водить машину.
Часто ученики задают конкретный вопрос, сколько уроков им потребуется для овладения вождением автомобиля. Интернет пестрит объявлениями типа «научим ездить за один день», по «авторской (уникальной) методике», «c интенсивным погружением». Верить им можно так же, как и заманчивым предложениям Буратино в одночасье разбогатеть.
Программа обучения вождению в автошколах на категорию «В» (легковые, менее 3,5 тонн) при подготовке к сдаче экзамена на сегодняшний день включает 56 часов вождения на механике или 54 часа на автомате. Это обязательные часы. Кто не смог после этого сдать внутренние экзамены в автошколе, занимается вождением дополнительно. Если ученик сдал внутренние экзамены, получил свидетельство об окончании автошколы, но завалил экзамены в ГИБДД, то ему ничего не остаётся, как продолжать учиться ездить. Помимо вождения идет преподавание теории: три месяца, два раза в неделю по 2 часа. При этом надо отметить, что все претензии по низкому качеству обучения в автошколах остались в прошлом. Автошколы оснащены компьютерными классами, наглядными пособиями, свежими автомобилями, укомплектованы грамотными инструкторскими и преподавательскими кадрами. Так вот, при всем этом, имеется большое количество учеников, которым обязательных часов по разным причинам совершенно недостаточно для сдачи экзамена. А лицам, сдавшим экзамены в ГИБДД полученных навыков недостаточно, например, для свободной езды по незнакомым районам Москвы.
Процедура подготовки профессиональных водителей, летчиков, машинистов, просто операторов, чем либо управляющих, очень сложная задача. Как было бы удобно: пару учебных полетов и готов летчик 1го класса, два занятия по вождению и вот вам, опытнейший, безаварийный водитель. К сожалению, чудес здесь не бывает. Начальные навыки усваиваются быстро, а процесс становления настоящего водителя может затянуться. Профессионал не летает на машине по дворам и рядом с детскими площадками, он уступает пешеходам на переходах, он не поедет на красный через жд переезд, Отрицательных примеров сколько угодно, когда водители подвергают опасности свою и чужую жизнь. При этом «ездить» они «умеют», но назвать их Водителями с большой буквы не получается. Этика боксёров, например, не позволяет применять свои бойцовские умения для решения бытовых споров, это жизненная позиция, философия, этикет. У водителей то же самое. Своё мастерство они используют во благо, а не во вред окружающим.
На вопрос о количестве занятий можно дать только примерный ответ, многое зависит не только от начального уровня, но и от возраста, профессии, индивидуальных особенностей обучающегося, интенсивности проведения занятий и даже от района парковки его автомобиля, но решающее значение имеет желание и настойчивость, вытекающие из острой необходимости ежедневного передвижения на автомобиле.
Отталкиваться нужно от 8 — 10 учебных занятий. За это время те ученики, которые совсем не умели даже рулить, смогут самостоятельно безопасно передвигаться по несложному изученному маршруту и парковаться, а кто уже умел хотя бы немного ездить, приобретут навыки профессиональных водителей.
Количество занятий напрямую зависит от требуемого уровня подготовки водителя. После поэлементного обучения (задний ход, габариты, парковки, перекрестки, развороты, магистраль, перестроения — что само по себе соответствует высокому уровню водителя), очень желательно проехать по самым сложным развязкам и перекресткам Москвы. Делать это возможно только после того, как ученик становится способным видеть всех участников дорожного движения впереди, сзади и по бокам своего автомобиля, т.е. он уже сам видит угрозы, остается только обсудить тактику и стратегию своего движения, распределение внимания на каждом из этапов. У многих учеников именно здесь «открываются глаза», они начинают вести свой автомобиль синхронно и в соответствии с обычным городским ритмом движения.
Что это за развязки? Например, Таганская площадь, въезд и выезд с различных направлений. Комсомольская площадь с примыкающими улицами и перекрёстками. Поворот с Малой Тульской (или Серпуховского Вала) налево на Подольское шоссе к центру. Перекрёстки с круговым движением на пересечении улиц Новомарьинской и Братиславской, или Петрозаводской с Фестивальной, или Миклухо-Маклая с Введенского. Въезд с Бутырской улицы на Третье кольцо в обоих направлениях ТТК, въезд на МКАД в неудобных местах и т.д. Везде имеется какой-нибудь подвох, но если правильно смотреть в нужный момент в нужное место, то всё становится очень простым, как для тех, кто по этому месту ездит уже несколько лет.
В конечном итоге обучаемый сам решает, какой уровень ему необходим для начала самостоятельного движения, и сколько для этого необходимо заниматься. Обучившись по минимуму, без сложных развязок, вполне можно без инструктора передвигаться по изученным маршрутам, осторожно и постепенно увеличивая географию охвата новых районов Москвы.