Из Правил: «Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения».
Отдельные водители очень трепетно и ревностно относятся к реализации своего «преимущества» на дороге, как к преимуществу, например, при поступлении в ВУЗ, или при получении жилья, где дается оно один раз в жизни и его необходимо обязательно использовать.
На дороге «преимущество» очень быстро и неуловимо превращается в требование «уступить дорогу (не создавать помех)», причем по отношению к тому же самому автомобилю, по отношению к которому всего секунду назад было очевидное «преимущество». В какой именно момент «преимущество» переходит в требование уступить дорогу, может определить только специалист, например из отдела ГИБДД по разбору ДТП.
Самый простой пример: С прилегающей территории, на дорогу, в попутном с Вами направлении, в крайний правый ряд, направо выезжает «чайник», который, может быть, и забыл перед поворотом осмотреться. Но он успел выехать и повернуть свою машину параллельно дороге, после чего ему в зад въехал водитель с «преимуществом».
Да, «чайник» не должен был вынуждать Вас менять направление движения или скорость, Вы и не меняли и не тормозили, «проверяли», создаёт он помеху, или не создаёт. Вы даже сигналили ему, пытаясь восстановить справедливость. Могло даже появиться желание наказать наглеца нажатием на «газ». За то время, пока «чайник» выезжал с прилегающей территории, Вы были в состоянии обнаружить (сигналили, значит, видели) опасность для движения. Необходимо было остановить свою машину и избежать столкновения согласно 10.1. Могли остановиться, но не остановились, не приняли мер, Ваша вина, скорее всего, будет очевидна. А чайник напишет в объяснении, что он уступил дорогу троллейбусу, а потом выехал с прилегающей территории и продолжил движение, даже успел закурить, после чего почувствовал удар сзади.
«Чайник» будет виноват, если в процессе выезда с прилегающей территории получит удар в переднюю часть своей машины, при условии, что Вы сразу начали тормозить, но не успели, так как он выехал внезапно, прямо перед носом. А если он выехал, выровнял свою машину и продолжил движение, а ему въехали в зад, то автотехническая экспертиза покажет, что у Вас была возможность остановиться и избежать столкновения.
Своим «преимуществом» пользоваться нужно осторожно, убедившись, что другие участники Вам его предоставляют. Не уступить дорогу могут не по причине автохамства, а по неопытности, рассеянности и погруженности в свои житейские проблемы, которых у всех хватает сполна.
Вежливость на дороге заключается в готовности уступить свое «преимущество» другому водителю, попавшему в неловкое положение. Для этого часто не нужно даже тормозить. Достаточно просто отпустить «газ» и ситуация сразу разруливается, другой водитель сможет безопасно выполнить, например, объезд препятствия, потому что Вы предоставили ему такую возможность. Или, наконец, выехать из-под знака «Уступи дорогу», когда все остальные водители сплотили свои тесные ряды и стали, словно слепыми и глухими к выезжающей со второстепенной дороги бабушке.
На дороге, пока что, всё, как в жизни, намного жестче. Часто можно наблюдать картину, водитель пытается перестроиться, а его не пускают, так как у них «преимущество». Закон и мораль не пересекаются. Да, видел, да мог пропустить, но не пропустил и закон будет на его стороне. Правила запрещают препятствовать обгону, а про перестроение ничего не сказано.
Не пускают в основном по причине с виду уважительной – опаздывают. Не учитывается при этом, что большая скорость, даже сверх ограничений, на коротеньких участках не дает почти никакого выигрыша во времени. Это можно с калькулятором посчитать, а опасность для остальных возрастает в разы. Безопасно решить вопрос опоздания на дороге невозможно, тут спасёт только более ранняя установка будильника.
Если Вы опаздываете даже на очень важную встречу и при этом находитесь за рулем, смиритесь с этим опозданием, Вы будете живы и здоровы, и машина Ваша будет исправна.
Удачи Вам на дороге!