Общую стоимость обучения вождению на своей машине можно значительно снизить без ущерба для качества, если Вы проявите активность и настойчивость. Для этого самостоятельно изучите теорию, а с автоинструктором будете делать упор на практику. Вот примерный план самостоятельной работы:
- изучите описание своего автомобиля по инструкции. Дополнительно сходите в автосалон, представьтесь покупателем и Вам расскажут о назначении органов управления, характеристиках машины и правилах эксплуатации;
- выучите Правила дорожного движения, проще это сделать по книге с комментариями. Как самопроверка – решайте экзаменационные задачи в Интернете, на телефоне, на планшете. Как вариант – запишитесь на групповые занятия или семинары;
- почитайте литературу по практическому вождению для чайников;
Главная ценность автоинструктора в том, что он безопасно и последовательно научит Вас именно вождению автомобиля по городу и со всеми связанными с этим вопросами. Вы ознакомитесь с логикой вождения, распределением внимания, научитесь прогнозировать обстановку и действовать на упреждение. Никто из инструкторов, конечно, не откажется от изучения с Вами Правил дорожного движения и других чисто теоретических вопросов даже с «нуля». Но теория, особенно Правила, мимоходом, «заодно» с вождением усваивается плохо и вместо реального вождения потребуется дополнительно несколько уроков для совместного чтения литературы, изучения учебных схем и плакатов, решения типовых задач, чтобы освоить всю теоретическую базу ПДД можно сказать «на ходу».
Без знания теории на уроках вождения придётся останавливаться у каждого столба и решать, что за знак впереди и что дальше делать. Учитывая, что в Москве остановка почти везде запрещена или невозможна, такой вариант обучения никаких положительных перспектив не имеет.
Обсудить сложные вопросы вождения, непонятные ситуации на дороге, новости автомобильного законодательства, неясные вопросы ПДД — это совершенно другое дело!
Вы можете сами решить, сколько учебного времени потратить на настройку автомобильных часов, на изучение функций музыкального центра, на изучение инструкции автосигнализации, на уточнение условий договора КАСКО и тому подобных вопросов. Назвать их второстепенными тоже нельзя, но информации там много, и без Вашей самостоятельной работы никак не обойтись. Как и в любом другом деле.
Посмотрите, как другие водители действуют за рулем
- понаблюдайте за действиями и за распределением внимания профессионального водителя в привязке к текущей дорожной ситуации. Для этого можно сесть в маршрутку или такси рядом с водителем. Хорошо видно, что делают его руки и ноги, и куда он при этом смотрит, как он выполняет маневрирование, как пропускает и как пользуется преимуществом движения. Как он движется, как тормозит, как разгоняется. Обратите внимание, что водитель маршрутки в движении еще и принимает деньги за проезд, дает сдачу, объявляет остановки, но во всех ключевых ситуациях он смотрит в нужное место и делает все своевременно, никакого дефицита времени, поспешных действий и негативных эмоций у него не наблюдается;
- посмотрите глазами водителя на перекресток, стоя недалеко от пересечения проезжих частей. Обратите внимание, что с различных направлений проезд перекрестка может отличаться, так как с разных направлений могут стоять разные знаки. Посмотрите, как водители едут прямо, как поворачивают, как друг друга пропускают, какие возникают недоразумения. Поставьте себя на их место;
- понаблюдайте за препятствием на дороге, посмотрите, как водители его объезжают, кто кому уступает дорогу;
- понаблюдайте за реакцией водителей на пешеходов на пешеходных переходах и вне переходов;
- визуально (зрительно) изучите предстоящий маршрут, Можно пройти его пешком, проехать на велосипеде, на автобусе, на маршрутке, или на такси. Посмотрите на дорогу глазами водителя, какие там есть развязки, перекрестки, знаки, светофоры, пешеходные переходы, повороты и т.д. Сделайте рисунки с пояснениями.
Используйте все возможные варианты получения информации и приобретения навыков автомобилиста
- не стесняйтесь задавать вопросы и обращаться за помощью к другим автолюбителям, например, соседям по стоянке, получите море информации из горячих рук. Можно выяснить, как накачать или поменять колесо, завести мотор, включить радио, настроить часы, заправить бачок стеклоомывающей жидкостью, снять щетки и т.д;
- кликните в поисковике «видео ДТП» и из Интернета Вы узнаете, к чему приводит незнание Правил, невнимательность и недисциплинированность;
- потренируйтесь с зеркалом. На остановке, или просто на тротуаре встаньте лицом по ходу движения, а в небольшое зеркало понаблюдайте за дорогой за Вашей спиной. Найдите в зеркале ту сторону дороги, на которой Вы стоите, затем противоположную. Найдите в зеркале крайнюю правую, среднюю и крайнюю левую полосы. Посмотрите, как увеличиваются в размерах приближающиеся сзади машины. Еще лучше смотреть в зеркала на многополосную дорогу, сидя в припаркованной машине;
- расставьте в комнате различные препятствия (стулья, сумки, ящики) и покатайте между ними обычный детский трёхколесный велосипед. Вам станут понятными и наглядными все действия с рулём. Особенно полезно покатать его задом, анализируя при этом необходимые повороты руля. Попробуйте смоделировать парковку (параллельную, под 90, под 45 градусов, передом и задом), у Вас быстро отложится, когда и куда крутить руль.
Теоретические вопросы усваиваются намного легче, если ученик уже имеет небольшую практику вождения, иначе некоторые вопросы теории будут совсем уж непонятными. Самый лучший вариант, когда ученик занимается с инструктором и параллельно работает самостоятельно.
Необходимо свести до минимума потери учебного времени на дела, не имеющие отношения к обучению вождению.
Стоит заранее сходить на стоянку и вызвать владельца машины, который перегородил Вам выезд, чтобы потом во время занятия его не ждать.
До начала занятия необходимо прогреть мотор, откопать сугроб для выезда (где взять лопату?), очистить автомобиль от снега, а стёкла ото льда. Летом, если машина долго не ездила, стёкла покрываются твёрдым слоем пыли, грязи, пыльцы от растений, листья набиваются в решетки и щели. Тратить на очистку 30 — 40 минут за счёт предстоящего занятия нерационально, раз речь идёт о сокращении расходов на обучение.
Но если Вы человек занятой и не успели всё это проделать, ничего страшного. Сделаем вместе. И севший аккумулятор запустим от мобильного пускового устройства, и бензином заправимся и незамерзайку зальём. Главное чтобы присутствовало желание научиться водить. Всё остальное решаемо.