Если Вы хотите остаться целым и невредимым на пешеходном переходе, надо понимать некоторые простые факты.

Машина не может мгновенно остановиться, особенно на скользкой дороге. Водитель не сможет остановить машину, если пешеход внезапно окажется на проезжей части вблизи от двигающейся на него машины.

Много машин ездят с неисправными тормозами. Тормоза могут в общем функционировать, но из-за подтекающего сальника, колодки на одном из колес засалены, это колесо хорошо тормозить уже не будет. Машину при торможении разворачивает, водитель об этом знает, но ездит. На ремонт и профилактику в данную минуту нет денег и времени. А когда понадобится экстренно тормозить, чтобы спасти жизнь пешеходу, ничего не получится.

Тормоза не работают, если машина только что проехала лужу и колодки мокрые.

Водитель может не заметить пешехода, он может быть уставшим, пьяным, невнимательным, быть в болезненном, или отрешенном состоянии. Может торопиться в аэропорт. Может вести машину «в сердцах», проговаривая в слух недавний конфликт с начальством и со злобой и ругательствами жать педали, ему не до дороги.

Водитель может сидеть в телефоне и вообще не увидеть пешеходный переход с толпой людей. Хорошие дороги, отсутствие выбоин и ухабов позволяет водителям ехать, контролируя направление движения боковым зрением. При этом детально дорожная обстановка не анализируется. Периодически водитель на дорогу не смотрит вообще. При этом уклонение из полосы отсутствует, но контроль пешеходов отсутствует полностью. Это беда для пешеходов, поверивших в своё «преимущество» на пешеходном переходе.

Кроме того, за руль садятся и едут по нашим дорогам лица без прав, или лишённые водительского удостоверения. Ездят подростки, не достигшие совершеннолетия, угнавшие машины у родителей.

Пешеходы должны знать, что реально происходит на дорогах. А тут всё, как и в жизни, мёдом не намазано.

За рулём любой машины сидит обыкновенный человек, с которым нужно договориться, что Вы будете переходить дорогу, а он остановится, чтобы Вас пропустить. Для этого, стоя около края пешеходного перехода, нужно смотреть не на фары, не на бампер или номер подъезжающей машины, а в глаза водителю. Если машина далеко, подождите, пока она подъедет поближе. Нужно увидеть, что она начала активно тормозить. Дождитесь, пока она полностью остановится и только тогда делайте шаг на проезжую часть. Очень желательно поймать кивок, или жест рукой, сигнал, или моргание фарами, как разрешение на переход. Если дорога многополосная, то «договариваться» нужно с каждой последующей полосой, находясь под прикрытием остановившейся машины в предыдущем ряду. Если Вас пропускает первая полоса, то Вас могут легко сбить на второй полосе, так чаще всего и бывает, ведь следующая полоса Вас не видит из-за остановившейся машины в первой полосе.

Остановившиеся машины, которые Вас пропускают, слепят своими фарами встречный поток. Поэтому машины с другого направления, будут видеть пешехода очень плохо, особенно ночью и в дождь. Световозвращатели на одежде пешеходы не носят. В тёмной одежде, в лучах встречной машины пешехода не видно вообще. А он думает, что раз на него светят со всех сторон, значит его все видят.

Водители экономят на щетках, они не чистят, а размазывают грязь и смолистый зимний реагент по стеклу, водителю плохо видно дорогу.

Если машина большая, например, фура, автобус, грузовик, а Вы находитесь слишком близко к ней и не видите лицо и глаза водителя, это значит, что он Вас тоже не видит. Он пропустит тех, кого видит, и начнёт движение прямо на Вас. Моторы у них шумные, он не услышит крики.

Если машина поворачивает, то пешеход может оказаться в «слепой зоне», возникающей слева и справа из-за широких, наклонённых стоек по бокам лобового стекла. Темп перемещения слепой зоны может совпасть с темпом перемещения пешехода, и пешеход «исчезает» из поля зрения водителя. Если водитель не наклоняется, не вытягивает шею вперёд, или не отклоняется назад, чтобы убедится в отсутствии пешехода, наезд обеспечен.

Иногда машины стоят и уступают дорогу другому транспорту, имеющему преимущество. Водитель ждёт момент, чтобы энергично поехать и влиться в поток. Пешеход же считает, что это его пропускают, идёт, и его давят. Пешеход не понимает логику водителя, если он никогда не водил машину. Пешеходы привыкли, что обычно машины их пропускают, а как это достигается, они не знают.

Водители привыкают к адекватности большинства пешеходов и внезапное и энергичное появление человека на пешеходном переходе из-за неудачно припаркованной машины может быть неожиданным. Такой пешеход идёт, не глядя по сторонам, как по офису, там его «личное пространство» никто не нарушает, он неприкосновенен, свои житейские привычки он переносит на дорогу.

Начав обучаться вождению в автошколе, люди перестают так смело пересекать дорогу даже перед стоящей машиной. Она ведь, оказывается, может внезапно, резко и очень быстро поехать. Причем не только вперёд, но и назад! Об этом мне говорят почти все обучаемые.

Перед переходом дороги снимите капюшон. Вытащите наушники из ушей, чтобы слышать улицу, голоса окружающих людей, шум моторов, сигналы водителей, пиликание светофора, сирену пожарной машины. Уберите телефон. Всё внимание дороге!

В процессе движения по переходу постоянно крутите головой и влево, и вправо, не бегите, если Вы на велосипеде, надо спешиться. Если Вы с детской коляской, то тяните её за собой, а не толкайте впереди себя. Не задерживайтесь на переходе. Если вдруг вспомнили, что забыли дома кошелёк, ключи, не разворачивайтесь на пешеходном переходе, не идите в обратную сторону, такого манёвра от пешехода никто из водителей не ждёт. Закончите переход, а потом решайте, как быть

Водители же должны пропустить пешехода! Вон, везде на баннерах написано! Да, но собственная безопасность требует постоянных усилий. Не лезть под напряжение, не пробовать ладонью нагрелся ли утюг, проверить, как стоит стремянка, прежде чем на неё залезть, при ходьбе смотреть под ноги, чтобы не наступить на гвоздь из доски, отойти от края платформы, когда подходит поезд – всё это житейские варианты обеспечения своей безопасности. Детям в школах об этом рассказывают на уроках ОБЖ.

Намного неприятнее быть пострадавшим, лежать в гипсе в травматологии и тешиться своим «преимуществом» на пешеходном переходе. Таскаться по инстанциям и по судам. Эти несчастные люди, превратившись в инвалидов, моментально исчезают из активной жизни общества. Кто будет советоваться с человеком на костылях, или в инвалидной коляске? А водителей на дороге, как всегда, поджидают неискушенные, неопытные, смелые и ловкие пешеходы, всех возрастов, перебегающие дорогу во всех неположенных местах перед носом у летящих машин, на глазах у наших детей. Не берите с них дурной пример!

Удачи Вам на дороге!