На автомобиле с МКПП, перед тем как начать занятия в условиях города, ученик осваивает совместную работу сцепления, «газа», тормоза и рычага МКПП. Для этого есть несколько очень эффективных упражнений, причем они иногда не требуют выезда в город, если, конечно, прилегающая территория подходящая. Ученик имеет возможность повторить часть упражнений самостоятельно, даже не выезжая с парковочного места. Очень важно, чтобы ученик нащупал момент «схватывания» сцепления, запомнил тональность звука работающего двигателя, необходимым для «трогания» автомобиля с места. В результате упражнений ученик при трогании с места не глохнет, легко и без отката назад трогается в гору, умеет делать это с ручником и без ручника. Нюансы переключения передач осваиваются потом намного легче, чем вот эта начальная стадия. Хочется отметить, что справляются с упражнениями абсолютно все, после чего, в условиях города основное внимание уделяется дорожной обстановке, а не коробке передач, все сложности с МКПП вполне преодолимы.
Ученики, которые уже имели практику езды на автомобиле с МКПП, при разгоне машины с АКПП могут по привычке взяться рукой за рычаг переключения передач, а левая нога при этом машинально выжмет «сцепление», на авто с АКПП в этом месте как раз находится педаль тормоза. Торможение в этом случае получается максимально интенсивным. Чем совершеннее машина и тормоза, тем меньше шансов вовремя затормозить автомобилю сзади, особенно, если это старые Жигули с неисправными тормозами.
Ученику, имевшему продолжительный опыт вождения автомобиля с МКПП, рекомендуется «забыть о левой ноге», никогда её не использовать, а так же не браться во время движения правой рукой за рычаг АКПП.
На автомобиле с МКПП неопытный водитель разгоняется медленно, ему требуется время, пока он выполнит все действия по переключению передач с низшей на высшую. Такой водитель более заметен для окружающих, от него все держаться подальше. На автомобиле с АКПП даже начинающий водитель может неоправданно быстро увеличить скорость выше безопасного значения для данного участка дороги, что в следующий момент потребует срочного торможения. Отсутствие опыта здесь другим водителям заметно меньше, по манере разгона они не могут «вычислить новичка», его резкое торможение окажется весьма неожиданным.
Уверенная и осознанная учебная езда ученика на автомобиле с АКПП начинается с момента, когда ученик, освоив первые азы управления автомобилем, начинает видеть обстановку в зеркалах заднего вида и использовать ситуацию сзади в своих интересах. Чем быстрее это достигается, тем эффективнее будут дальнейшие уроки.
Видеть обстановку в зеркала ученик начинает после того, как его действия рулем при выдерживании полосы движения становятся автоматическими, и для этого ученик перестает задействовать 100% своего внимания, а так же начинает использовать периферическое зрение. Со стороны это сразу заметно, ученик начинает свободно смотреть по сторонам, а машина при этом не уклоняется из выбранной полосы (направления). Для обучения контроля обстановки сзади в зеркала имеются специальные упражнения.
Зеркала – важнейший элемент в обучении вождению на автомобиле с АКПП. Ученик на автомобиле с АКПП по основным навыкам вождения может уже вполне способен управлять автомобилем в городе, но его способности анализировать обстановку сзади автомобиля могут сильно отставать, что может привести к нежелательным последствиям. Важно это сразу объяснить ученику, иначе он не будет понимать, почему инструктор, глядя в зеркала, просит его, то слегка притормозить, то разогнаться.
На автомобиле с МКПП такое отставание случается реже, так как времени на освоение коробки передач требуется больше, и за это время ученик успевает до начала интенсивной езды по городу научиться пользоваться зеркалами.
Обучение вождению на автомобиле с МКПП сложнее и имеет отличия от обучения вождению на автомобиле с АКПП. Можно услышать много критики в адрес автошкол, с их «закрытыми площадками», «автошкольными флажками», но выезжать с закрытой площадки в город с учеником, который не довел свои действия с механической коробкой передач до автоматизма, весьма опасно, а автошколы в основном и обучают на механике.
Помимо простейших азов, механическая коробка передач имеет большое количество нюансов и тонкостей. Работа с рычагом переключения передач, с педалью сцепления и акселератором идет независимо от работы рулем, причем руль в это время держит одна левая рука, иногда все это нужно делать одновременно, что поначалу, конечно же, сложно. Зато потом управление автомобилем с МКПП приносит водителю гораздо больше удовольствия и открывает широкие возможности по выбору режима движения, увеличивает возможности автомобиля. Рычаг МКПП решает все вопросы, которые на автомобиле с АКПП решаются с помощью дополнительных многочисленных функций (программ переключения передач): «Ручное переключение», «Спортивный режим», «Индивидуальная настройка» и т.д. Все эти манипуляции по выбору передачи водитель с МКПП производит по звуку и тяге мотора, причем легко и без напряжения. Все это, конечно, на любителя, о вкусах не спорят.
При выборе автомобиля учитывайте, что обучение вождению с МКПП продолжительнее, чем с АКПП. Если у Вас нет свободного времени, и Вы не имеете навыков вождения, выбирайте автомобиль с АКПП, и Вы относительно быстро освоите вождение по городу. Имея большую практику вождения с АКПП, переход на «механику» трудности не представляет, это одно — два занятия.