На автомобиле с МКПП, перед тем как выехать в город, ученику нужно освоить совместную работу педалями сцепления, «газа», тормоза и рычага МКПП. Для этого есть несколько очень эффективных упражнений, причем они отрабатываются неподалёку от места парковки. Если прилегающая территория подходящая, то ученик имеет возможность повторить часть упражнений самостоятельно, иногда даже не выезжая с парковочного места.

Очень важно, чтобы ученик нащупал момент «схватывания» сцепления и мог держать педаль в этом положении, запомнил тональность звука работающего двигателя, необходимым для «трогания» автомобиля с места на ровной площадке и запомнил тональность, необходимую для трогания в горку. В горку обороты выше и тональность другая. По тахометру обороты «не поймать», а по звуку легко.

В результате упражнений ученик при трогании не глохнет, легко и без отката назад трогается в гору, умеет делать это с ручником и без ручника. Нюансы переключения передач осваиваются потом, они намного легче, чем вот эта начальная стадия.

Справляются с упражнениями абсолютно все, после чего, в условиях города идёт обычное обучение, как с АКПП.

Механическая коробка вносит, конечно же, свои сложности, но они не сильно усложняют обучение. Требуется дополнительное время на доведение работы до автоматизма.

Для этого тоже есть специальные упражнения. Кратко они имеют такое направление: Движение в пробке, когда нужно многократно трогаться, затем движение в пробке в гору, когда каждое трогания связано с откатом назад. Ученик усваивает, что перед каждым троганием мотор должен «согласиться» на это, откликнувшись нужной тональностью оборотов. Движение на четвёртой с уменьшением скорости до появления «рывков», ученик будет знать, что переключаться на низшую нужно перед тем, как двигатель начнёт «дёргать», при этом он ещё и не тянет, если дать газу. А на высшую при разгоне нужно переключаться, когда двигатель «заревёт», то есть и первом и втором случае двигатель должен «попросить» переключиться. Усваивается правило, что на поворотах переключение производится в момент, когда руль неподвижен.

Ученики, которые уже имели практику езды на автомобиле с МКПП, при разгоне машины с АКПП могут по привычке взяться рукой за рычаг переключения передач, а левая нога при этом машинально выжмет «сцепление», на авто с АКПП в этом месте как раз находится педаль тормоза. Торможение в этом случае получается максимально интенсивным. Сзади такого явно не ждут. Поэтому руку на АКПП начинающим держать нельзя.

Ученику, имевшему продолжительный опыт вождения автомобиля с МКПП, рекомендуется «забыть о левой ноге», никогда её не использовать. Обычно шутим, что её нужно привязать прочной тонкой верёвкой, чтобы было больно, если будет попытка левой ногой нажать педаль.

На автомобиле с МКПП неопытный водитель разгоняется медленно, с рывками, ему требуется время, пока он выполнит все действия по переключению передач с низшей на высшую. Такой водитель более заметен для окружающих, от него все держаться подальше. На автомобиле с АКПП даже начинающий водитель может неоправданно быстро увеличить скорость выше безопасного значения для данного участка дороги, что в следующий момент потребует срочного торможения. Отсутствие опыта здесь другим водителям заметно меньше, по манере разгона они не могут «вычислить новичка», его резкое торможение будет неожиданным.

Уверенная и осознанная учебная езда ученика на автомобиле с АКПП начинается с момента, когда ученик, освоив первые азы управления автомобилем, начинает видеть обстановку в зеркалах заднего вида и использовать ситуацию сзади в интересах безопасного вождения. Чем быстрее это достигается, тем эффективнее будут дальнейшие уроки.

Видеть обстановку в зеркала ученик начинает после того, как его действия рулем при выдерживании полосы движения становятся автоматическими, включается периферическое зрение, и он не тратит на это 100% своего внимания. Со стороны это сразу заметно, ученик начинает свободно смотреть по сторонам, а машина при этом не уклоняется из выбранной полосы (направления). Для обучения контроля обстановки сзади в зеркала так же имеются специальные упражнения.

Зеркала – важнейший элемент в обучении вождению на автомобиле с АКПП. Ученик на автомобиле с АКПП по основным навыкам вождения может уже вполне способен управлять автомобилем в городе, но его способности анализировать обстановку сзади автомобиля могут сильно отставать, что может привести к нежелательным последствиям. Важно это сразу объяснить ученику, иначе он не будет понимать, почему инструктор, глядя в зеркала, просит его, то слегка притормозить, то разогнаться.

На автомобиле с МКПП такое отставание случается реже, так как времени на освоение коробки передач требуется больше, и за это время ученик успевает до начала интенсивной езды по городу научиться пользоваться зеркалами.

Обучение вождению на автомобиле с МКПП сложнее и имеет отличия от обучения вождению на автомобиле с АКПП. Можно услышать много критики в адрес автошкол, с их «закрытыми площадками», «автошкольными флажками», но выезжать с закрытой площадки в город с учеником, который не довел свои действия с механической коробкой передач до автоматизма, весьма опасно, а автошколы в основном и обучают на механике.

Помимо простейших азов, механическая коробка передач имеет большое количество нюансов и тонкостей. Работа с рычагом переключения передач, с педалью сцепления и акселератором идет независимо от работы рулем, причем руль в это время держит одна левая рука, иногда все это нужно делать одновременно, что поначалу, конечно же, сложно. Зато потом управление автомобилем с МКПП приносит водителю гораздо больше удовольствия и открывает широкие возможности по выбору режима движения, увеличивает возможности автомобиля. Рычаг МКПП решает все вопросы, которые на автомобиле с АКПП решаются с помощью дополнительных многочисленных функций (программ переключения передач): «Ручное переключение», «Спортивный режим», «Индивидуальная настройка» и т.д. Все эти манипуляции по выбору передачи водитель с МКПП производит по звуку и тяге мотора, причем легко и без напряжения. Все это, конечно, на любителя, о вкусах не спорят.

При выборе автомобиля учитывайте, что обучение вождению с МКПП продолжительнее, чем с АКПП. Если у Вас нет свободного времени, и Вы не имеете навыков вождения, выбирайте автомобиль с АКПП, и Вы относительно быстро освоите вождение по городу. Имея большую практику вождения с АКПП, переход на «механику» трудности не представляет, это одно — два занятия.