С позиции мотоциклиста он такой же равноправный участник дорожного движения, как и любая другая машина: Жигули, Лексус, Газель, фура и т.д. И это действительно так и есть. Вопрос в том, как мотоцикл воспринимается другими водителями. Говорить будем, в основном, о неопытных, начинающих водителях, так как я занимаюсь обучением вождению в Москве и есть чем поделиться с читателями. Нужно отметить при этом, что некоторые водители на всю жизнь остаются неопытными и начинающими.

При отработке сложных левых поворотов, когда надо пропустить встречные, иногда с двух-трёх полос, я выяснил, что неопытные водители не могут сразу адекватно реагировать на встречные. Видя, что в одной полосе встречная проехала, начинают поворачивать прямо в лоб другой встречной, движущейся по другому ряду. Они не могут охватить картину в целом. А по отдельности не способны оценить, успевают ли они выполнить манёвр до выезда на перекрёсток каждой встречной машины по отдельности. Когда они сделают это много раз, у них отложится необходимый для этого временной интервал, а пока этого нет.

Кроме того, они не знают, сколько у них есть времени до прибытия на перекрёсток встречной в зависимости от дистанции до неё и её скорости. Поэтому иногда приходится стоять до моей фразы: «Смотри, встречных НЕТ СОВСЕМ, а если есть, то очень далеко, поехали!» Если действиями не руководить, то водитель запросто не уступит встречному КАМАЗу. После усвоения простых упражнений автошколы такие перекрёстки, конечно же сложны для начинающих, это для них стресс, там теряется ориентировка и адекватность. Таких развязок становится всё меньше и меньше. Стрелку налево поставят. Левый запретят. Налево только из дублёра и т.д.

Из всего сказанного можно сделать вывод: по разным причинам встречные машины, не воспринимаются, выпадают из поля зрения, не считаются угрозой, как угодно, можно говорить, и водитель может начать поворот налево прямо под встречную. Человеческий фактор. Напоминаю, речь шла о больших машинах, с горящими фарами!

А теперь о мотоциклах. На дорогах они достаточно редки, чтобы при обучении левому повороту нужно было постоянно пропускать мотоциклистов. Начинающие не знают, как он даже выглядит, когда движется навстречу, они не могут оценить его скорость и дистанцию до него. Всего одна фара и маленький силуэт. Что это вообще такое? Нет не видели.

Если мотоцикл движется с высокой скоростью, он может вообще выпасть из восприятия. Взгляд вперёд – вдалеке огонёк, вроде машина с одной перегоревшей фарой, размер маленький, значит ДАЛЕКО! Взгляд налево, куда собираемся ехать, там пешеходов нет, всё в порядке, водитель начинает движение налево и сразу сильный встречный удар. Мотоциклист двигался слишком быстро, он становится невидимкой, и не только для начинающего водителя, может ошибиться и опытный.

Когда мы едем по главной дороге, или на зелёный, или в других случаях, когда у нас преимущество, и нас ждут, уступая дорогу, я часто повторяю фразу: «Страшно, но надо ехать, мы на главной. Если заметно тормознуть, то они (уступающие) рефлекторно могут двинуться. Мы равномерно и уверенно едем, мы делаем вид, что тормозить не собираемся, чтоб их не спровоцировать, хотя постоянно помним, где у нас тормоз. Если кто-либо со второстепенной не выдержит и поедет, мы немедленно начнём тормозить, строго сохраняя полосу. Но при этом возможен наезд на автомобиль виновника». На наших скоростях пострадает при этом только железо.

Может ли себе позволить такую логику мотоциклист? Особенно невидимка, которая двигается с очень высокой скоростью? Конечно нет. Он не может себе позволить столкновение от слова совсем. Для автомобилистов в литературе часто рекомендуется не бояться столкновения с виновником, чтобы народ, избегая столкновения не выворачивал руль на встречку, на обочину (или тротуар) на пешеходов, в столб и т.д. Для мотоциклиста любое столкновение это трагедия.

Даже если мотоцикл двигается с небольшой скоростью, ему тоже могут не уступить, подсознательно его не воспринимают как равноправное транспортное средство. Он такой игрушечный, не настоящий, маленький, редкий.

Попробуйте на велосипеде проехать перекрёсток по главной дороге, рассчитывая, что Вас пропустят. Вы увидите, что многие с Вами вообще считаться не будут. Не потому, что они злостные нарушители ПДД, а потому что у них сложившийся алгоритм действий не предполагает наличие встречного велосипедиста. Таких отпетых велосипедистов и нет, наверное. Мотоциклист психологически для начинающего водителя не далеко ушёл от велосипедиста.

С началом мотоциклетного сезона на дорогах размещают билборды с призывами включать поворотник, чтобы сберечь жизни мотоциклистам. На билбордах не уточняется, что включение поворотника особенно важно при перестроении.

Мотоциклы по факту двигаются между рядами быстрее скорости потока. Если автомобиль впереди мотоциклиста начнёт энергично, да ещё и без поворотника, перестраиваться, то для мотоциклиста это означает столкновение.

Начинающие водители поначалу перестраиваются «прыжком», перелетая из одной полосы в другую за 1 – 2 секунды. Типа, «а я тут уже и была». В зеркалах они не всегда могут определить положение машин сзади по полосам, дистанцию и скорость их приближения, или отставания. Могут начать перестроение прямо под опережающее транспортное средство, так как не распознали ситуацию, или забыли посмотреть в зеркало.

Поворотник включать обычно не забывают, а хоть какая то «прелюдия» перед перестроением всё же показывает намерения перестраивающегося.

Но вот распознать мотоциклиста в зеркале им ещё сложнее, чем машину. Все машины двигаются плюс-минус синхронно с потоком и в зеркалах заднего вида они почти неподвижны.  У новичка есть время их рассмотреть и определиться. А вот приближающийся мотоцикл, это проблема. Первый взгляд – он где-то там, далеко сзади, непонятный огонёк, второй взгляд, если он вообще будет, мотоцикл уже поравнялся. А новичок делает «прыжок» в его полосу. Без поворотника. Забыл.

Опережать в потоке – дело даже для машин, весьма опасное, сто первое опережение может быть неудачным, особенно справа. Пользоваться правыми наружными зеркалами сложнее, а нужный съезд из третьего ряда направо кому то будет нужнее, чем зеркало.

Перестроение, это ещё не всё.

Движущиеся по полосам машины могут в пределах полосы, а некоторые даже и шире, в разной степени вилять.

По разным причинам. Энергично объехать ямку, резко вернуться в полосу после уклонения. У кого люфт рулевого повышенный, у кого машина неустойчивая. Кто-то ковыряется в телефоне на ходу, а машина едет неуправляемая. Динамический коридор. Сто причин.

И вот в этих случаях поворотник никто не включает.

Что видит мотоциклист: впереди идущая машина начинает без поворотника плавно смещаться вправо, как будто пропускает мотоцикл слева. Мотоциклист уже поравнялся с авто, а оно энергично возвращается обратно в полосу и сбивает мотоцикл. Оказывается, водитель просто уклонился вправо и потом резко «исправил» свою ошибку, вернувшись в полосу. А мотоциклиста он не видел, так как перестраиваться не собирался и в зеркала не смотрел.

Как вывод. Поворотник нужно включать при всех манёврах, но это не гарантирует безопасность мотоциклистам. А возможная формулировка ДТП – не пропустил мотоциклиста, не включил поворотник.

Когда очень громкий мотоцикл внезапно проезжает мимо неопытного водителя, он обычно пугается. Вздрагивает. Душа у него в пятки уходит. С последующей словесной бранью. В какую сторону он (или она) крутанёт руль с перепугу, неизвестно, так как определить откуда исходит грохот из салона сложно. Может перепутать и прыгнуть в сторону мотоцикла. На выходе получится – не пропустил мотоцикл.

Как вывод, мотоцикл могут не пропустить не по злому умыслу, а из-за человеческого фактора. А главная забота о своей жизни и благополучии ложится на самих мотоциклистов.