Почему пешеходы выходят на пешеходный переход, не глядя по сторонам?
Как инструктор вождения в городе Москве с большим стажем, хочу поделиться с Вами своими соображениями.
На улицах висит много баннеров: «Водитель, пропусти пешехода!», «ГАИ 80 лет на страже безопасности», «Вместе за безопасность на дороге!», «На страже детской безопасности». На плакатах изображается грозный блюститель порядка с жезлом, готовый немедленно предотвратить малейшее нарушение. Детям в школе объясняют, что дорогу можно переходить на зелёный. Целый океан положительной и правильной информации.
У пешеходов, которые никогда не сидели за рулём, и особенно у детей, складывается неверное представление о происходящем на дороге. Они начинают верить в своё «преимущество» на пешеходном переходе, о том, что все водители только и думают, чтобы пропустить людей на дороге, на переходе, в жилой зоне.
В реальности всё иначе. В любом продуктовом магазине продаётся алкоголь. У некоторых категорий людей всегда найдётся уважительная причина выпить, после чего срочно понадобиться ехать по не менее «благородным» делам. Больного друга навестить. Срочная пьяная езда не предполагает наличие препятствий на дороге, у водителя дело горит, товарищи ждут. Итог плачевный.
Водитель троллейбуса. Стаж огромный. Тысячу раз проезжал этот нерегулируемый пешеходный переход на повороте. И никто сквозь плотный поток транспорта никогда его не переходил. Конец рабочей недели. Усталость. Всё делается на автомате. Сплошной поток транспорта. Тяжелые мысли о семейных проблемах. Впереди из-за машины в соседнем ряду что-то мелькнуло, за стойкой лобового стекла, плохо видно и солнце слепит. Наверное показалось. Крик, удар, остановка и исправить ничего уже нельзя.
Человек, как водитель несовершенен, имеет массу недостатков, именуемыми «человеческий фактор».
Раннее утро. Едем по пустынному городу. Пятый, шестой свободный пешеходный переход. Откладывается, что все пешеходные переходы пустые. На седьмом «внезапно» выходит, выбегает пешеход. Выезжает велосипедист. Как среагирует начинающий водитель? Большой вопрос.
Во времена СССР пешеходы боялись машин и буквально шарахались от них в разные стороны. Мало кто из водителей добровольно останавливался перед пешеходным переходом. Обычно пешеходы стояли и ждали, пока проедут машины, а потом переходили. Всем пешеходам на всех уровнях внушалось, что переходить можно, убедившись в отсутствии приближающегося транспорта, в своей безопасности. Много говорили о том, что водитель не может мгновенно остановить машину. И пешеходы на рожон не лезли. Да, при этом водитель по Правилам был обязан пропустить пешеходов, но на этом публично в СМИ акцент не делался, баннеры и плакаты об этом не писали.
В самом начале девяностых годов пришлось перегонять старый огромный самосвал КРАЗ из Германии в Минск. Выхлопная система была на пределе, он издавал очень громкие звуки, буквально стрелял и дымил. Имел весьма бывалый, потрёпанный вид. Поразило то, что в Германии пешеходы его совершенно не боялись. По узеньким улочкам они шли впереди попутно с грузовиком, и на звук даже не оборачивались назад. На пешеходных переходах смело выходили на дорогу прямо перед капотом ревущей машины. Долгое время я ехал за велосипедисткой, на узкой дороге невозможно было её объехать. Она ехала по своему плану, не торопясь посредине дороги. Она совершенно не боялась громыхающей громадины сзади.
После распада СССР европейскую «культуру» стали активно внедрять в России. Ужесточили ответственность водителей за не пропуск пешеходов. Об этом прошла массированная компания в СМИ. Пешеходы узнали свои права на дороге и начали ими пользоваться. По-разному. У кого-то карьера не сложилась, и он повышал свою «статусность» на пешеходном переходе. Я тут главный! Другой просто поверил в свой «приоритет» и наперекор судьбе входил в движущийся поток машин.
Пешеходы оказались обманутыми. Они поверили в баннеры, в призывы, адресованные не им, а водителям. Они поверили в надёжность невыполнимой формулы: «Водитель, пропусти пешехода!»
Городской водитель-любитель сидит в своей скорлупе повседневности, он такой же человек, может быть живёт со скверной тёщей, с неустроенным бытом. Надо побыстрее добраться сегодня на работу в магазин, иначе оштрафуют или уволят. Быстрей, быстрей, побреюсь на ходу. И телефон звонит, не переставая. Наверное, с работы.
Профессионалу проще, он ежедневно, постоянно за рулём, всё отработано и предусмотрено. Но и тут может быть сбой. Незаметно подкрался сон, всего на мгновение. Нештатная ситуация. Всё что угодно. Отвлечься даже от самого важного дела может любой. Глаз не сводил с кастрюли, а молоко опять убежало и подгорело.
Сто процентов безопасности не даст никто и никогда.
Пешеходам надо постоянно твердить, что никакого «преимущества» на дороге у них нет и в помине, оно призрачное и формальное, на бумаге, чтобы потом можно было по закону оформить вину на водителя. А о своей безопасности каждый пешеход должен заботится сам, если он хочет жить и не быть инвалидом.
То же самое происходит с мотоциклистами. «Включи поворотник, сохрани ему жизнь!», эти баннеры висят на каждом углу. Этот баннер «узаконивает» движение мотоциклистов между рядами быстрее скорости потока, что чрезвычайно для них опасно. При этом никто из автомобилистов не должен резко перестраиваться и вилять. Никому нельзя резко объезжать ямки и неровности, потому что мимо, всего в десяти сантиметрах, в этот момент может неожиданно пролететь мотоциклист. Он начитался плакатов, и верит, что все включат поворотник, что все его видят и пропустят. А ведь он сам должен заботится о своей безопасности, как никто другой.
По опыту работы автоинструктором могу сказать, что из начинающих водителей почти никто не учитывает обстановку сзади. И уж тем более они не видят мотоциклистов. В зеркалах они выглядят непривычно, скорость у них большая, ну не было никого только что, откуда он взялся?
На уроке вождения в Москве пятьдесят процентов моего внимания направлено назад, чтобы обезопасить обучаемого в том числе и от мотоциклистов.
Выход пешеходов на пешеходный переход часто становиться полной неожиданностью для ученика. Было свободно, он собирался ехать, а тут вдруг люди. Не каждый сумеет мгновенно передёрнуть ногу. Попробуйте ребёнка, играющего в песочнице, заставить мгновенно встать и пойти домой. Не получится. Ему нужно время, чтобы смириться с новой реальностью. И только потом, нехотя, он пойдёт. Примерно так же происходит у начинающего водителя с переносом ноги на тормоз.
Дорога обманчива, как и вся наша жизнь. Как правило, декларируется положительное, правильное, доброе, а на деле всё может быть совсем по-другому. Недаром говорят: «Благими намерениями выстлана дорога в ад».
Будьте внимательны и осторожны на дороге!