Обучение вождению на своей машине эффективнее!

Впервые садясь за руль своего автомобиля после автошколы, начинающий водитель осваивает его габариты, особенности работы руля и педалей, обзора впереди и сзади. Изучает свои маршруты, особенности парковки в своём дворе или подземном паркинге. Одним словом «учится ездить на своей машине». Этот этап есть у всех. У одних он короткий, у других побольше, в зависимости от способностей и других обстоятельств. Одни учатся сами, другие приглашают в первую поездку знакомого опытного водителя для поддержки, а некоторые обращаться к специалистам для дополнительного обучения или для подстраховки.

Высокая заинтересованность начинающего водителя в скорейшем освоении своего автомобиля делает этот этап насыщенным и результативным.

1

У хорошего автоинструктора всегда много учеников, чтобы научить профессионально водить автомобиль, на каждого требуется большой километраж пробега и большое количество разнообразных дорожных ситуаций, условий, развязок.

Учебная машина со сдвоенным управлением долго не выдержит такой интенсивной работы, очень скоро автоинструктору или автошколе помимо больших текущих расходов на техобслуживание и бензин, придётся покупать новый автомобиль, оборудовать его дублирующими педалями, регистрировать, а такие расходы при нынешних низких ценах за обучение становятся неподъёмными.

Поэтому эксплуатация учебного автомобиля вынужденно происходит в режиме жёсткой экономии. Пробег поменьше, скорость минимальная, все обучение строго в одном районе, дорожная обстановка несложная, иногда ученик даже сам приезжает к месту начала занятия.

Учебный автомобиль всегда выделяется на фоне общего городского движения, он едет сам по себе, он вне дорожного ритма.

Такое положение на начальном этапе обучения вполне приемлемо, особенно, если обучающийся человек в возрасте и абсолютно не умеет ездить. Вполне возможно, что он успешно сдаст экзамены и получит водительское удостоверение. Требования по теории и практике при сдаче на «Права» минимальны. Но ведь очевидно, что такого обучения будет явно недостаточно в дальнейшем. А если повысить требования при сдаче экзаменов до уровня профессионала, их никто не сдаст. Есть еще один парадокс. Водитель — профессионал с многолетним стажем безаварийной работы, если его внезапно, без подготовки посадить сдавать экзамен по теории, он его 100% завалит. Восприятие реальной дороги и компьютерных задач разное.

На этапе обучения в автошколе ставиться задача выполнить все требования и нормативы, предъявляемые на экзаменах в ГИБДД. Здесь не до тонкостей и нюансов, сначала водительское удостоверение нужно получить.

Если кандидата в водители перед экзаменами попытаться нагрузить дополнительной информацией, как, например, в моей статье Стратегия безопасного вождения, то он просто запутается и не сдаст экзамены. Правила много чего разрешают, но делать это просто опасно. Простой пример — обгон на перекрёстке, делать его здесь весьма рискованно, хотя иногда такой обгон разрешен.

Сколько раз Вы видели классическую учебную машину, двигающуюся в общем потоке на МКАД, и чтобы за рулём сидел реальный ученик? Такого водителя сразу было бы видно по манере вождения, едет вне потока, по осанке, по выражению лица, по направлению его взгляда. Я такого никогда не видел, хотя учебная езда на автомагистралях сейчас разрешена. Причина простая, экономия ресурса учебной машины. Это приводит к комплексной недоученности водителя, выезжать с ним на МКАД становится просто опасно, это понимает любой автоинструктор. А ведь научить свободно перестраиваться можно только в стабильном потоке, а не в спальном районе, где в момент перевода взгляда в зеркало впереди прямо перед капотом выбежит пешеход. И не на Садовом кольце, где поток очень нестабильный, все постоянно перестраиваются, меняют скорость, останавливаются перед светофорами. При отвлечении внимания в зеркало впереди могут резко затормозить. И так во всём.

Ученики часто спрашивают, почему в автошколах не преподносят ту информацию, которую слышат от меня на занятии по вождению. Ответ простой, тогда обучение в автошколе затянется на очень длительный срок. Превратиться в долгий Университет с различными направлениями. Для женщин, для мужчин, для города, деревни, рукастых водителей и не очень. Одним надо было ездить уже вчера, а другие даже не планируют покупать машину.

Зачем инструктор автошколы перед сдачей экзамена на «Права», будет тратить время и подробно объяснять, как правильно тормозить на высокой скорости, если скорость всегда небольшая, если на экзамене выезда на автомагистраль не будет? И рассказать мало, надо реально научиться тормозить в два этапа, нужно это отработать, и не один раз. На экзамене важно показать умение правильно останавливаться у стоп линии, вовремя включать и выключать поворотник, перед началом движения отпускать ручной тормоз, пристегиваться, пропускать пешеходов и т.п.

После получения «Прав», в новом статусе и новыми возможностями нужно и в центр Москвы съездить, и на магистралях освоиться, и на развязках, научиться двигаться по многоэтажным парковкам, и т,д, чтобы влиться в общий городской ритм движения.

Пробовать неосвоенные элементы движения на автомобиле самостоятельно рискованно. Посмотрите видео, сколько водителей не вписываются в поворот, забывают пропустить встречную, не замечают пешехода и тд.

На своём автомобиле есть все возможности закрыть свои «белые пятна». Есть много хороших специалистов, которые быстро определят Ваши слабые места, покажут, подскажут, научат. У Вас есть все возможности не учиться на своих ошибках. Для Дороги это особенно актуально.

2

Обучение низкого качества на автомобиле ученика невозможно в принципе. Сесть в машину ученика в качестве автоинструктора может только очень грамотный и опытный специалист, долгое время проработавший на обычной учебной машине, имеющий отличные навыки обучения вождению, детально знающий Москву.

Автоинструктор должен уметь прогнозировать не только дорожную обстановку, но и возможные ошибочные действия ученика и действовать на упреждение. (Иначе он в инструкторах долго не задержится).

Методики обучения на учебной машине и на обычном автомобиле без двойных педалей сильно отличаются, на учебной машине автоинструктор управляет автомобилем, а на машине ученика — человеком. У машины свойства известны, а люди все очень разные, поэтому индивидуальный подход всегда стоит на первом месте.

Ученик, управляя своей, а не учебной машиной, относится к вождению более ответственно, ему уже не кажется, что автоинструктор вмешивается в управление. Более того, никто кроме ученика не нажмет на тормоз. Ученик с первого дня чувствует себя водителем, активно участвует в оценке дорожной обстановки, действует аккуратно и старательно.

Первое занятие дает ученику полное представление об автоинструкторе, появляется взаимное доверие и дальнейшее обучение идет успешно.

На своей машине ученик обучается эффективнее и он имеет возможность самостоятельно отрабатывать пройденные с инструктором упражнения, поэтому и уроков требуется меньше.

Занимаясь на своей машине, Вы становитесь хозяином и активным участником процесса обучения вождению. Вы сами решаете, соглашаться с рекомендациями автоинструктора, или поступить по другому.

Обучая водителей на обычной учебной машине с двойными педалями, я часто слышал от учеников один и тот же вопрос: «А когда мы будем учиться на моей машине?» Обычно ученики спрашивают об этом с самого начала обучения.

Большинство водителей свои первые выезды на своей машине делали с автоинструктором, или, по крайней мере, с «опытным пассажиром». Это говорит о том, что окончательный экзамен на право управления автомобилем начинающий водитель сдает себе сам, садясь за руль своей личной машины.

Моя работа как раз и направлена на оказание помощи тем начинающим водителям, которые хотят научиться водить машину, приобрести опыт или улучшить качество вождения на своем автомобиле.