Основная задача автоинструктора на машине ученика – обучение и подстраховка неопытного водителя с целью предотвращения ДТП в его самых первых самостоятельных поездках.

Вопросов в пути может возникнуть великое множество. Простая подсказка в нужный момент решает успех всей поездки. Всего одно предотвращенное ДТП у новичка многократно окупает все его расходы на обучение, а такое бывает, и не один раз.

Посмотрите на битые машины во дворах и на стоянках. Чем сейчас озадачены их хозяева? Экспертизы и суды? Возможно, требовалось всего одна фраза опытного пассажира, и машина осталась бы целая и невредимая. Но понимание этой простой истины приходит позже, когда помощь уже не требуется, Дорога всему научила сама.

В идеале подстраховка требуется до отработки автоматизма действий водителя и изучения предстоящих маршрутов. Начинающему водителю трудно воспринимать и правильно реагировать на быстро меняющуюся дорожную обстановку. Что главное, что второстепенное, что нужно делать в одном, а что в другом случае, нескончаемый поток информации перегружает и утомляет, увеличивая возможность ошибки.

Кроме того, любой человек с некоторой периодичностью впадает в «заторможенное» состояние (оцепенение), так устроена психика. Сам человек может этого и не заметить, а окружающие замечают отрешенность его взгляда, машинальные движения, свойственные данному моменту, человек по факту здесь, а на самом деле он «ушел в себя», «задумался», «отвлекся» и не заметил красный. Глубже тему могут раскрыть психологи, для нас, как водителей, важен сам факт. Водитель-профессионал в такой промежуток времени будет продолжать управлять машиной, точно так же, как и в обычном состоянии, его действия за рулем за много лет вождения перешли на подсознательный уровень. А вот что в это момент будет делать за рулем начинающий водитель, предугадать трудно: не заметит пешехода, не уступит дорогу, не включит поворотник. Кроме того, в момент «просыпания» у новичка возможен испуг и, как следствие, например, непроизвольное резкое торможение, резкий поворот руля, чего соседи по потоку совсем не ждут.

Периодические «торможения» у основной массы людей происходят не настолько часто и глубоко, чтобы это было самой главной причиной необходимости подстраховки. «Опытный пассажир» с зеркалом заднего вида и прочными навыками автоинструктора поможет Вам избежать типичные ошибки при движении по городу, которые допускают новички в самых первых самостоятельных выездах.

Первый выезд – это для многих стресс. Нет автоинструктора, нет экзаменаторов, а надо сесть и поехать, волнующий момент!

По опыту работы могу сказать, что в первом самостоятельном выезде почти у всех водителей в той или иной степени присутствуют следующие ошибки вождения, перечислены только те, которые можно коротко и понятно описать:

  • отсутствие реакции на пешеходов, выходящих на дорогу из-за машины в соседнем ряду, которая снижает скорость (останавливается), чтобы их пропустить. Даже на пешеходном переходе пешеходы в этом случае становятся полной неожиданностью. Возможная причина: водитель неправильно расставил приоритеты и в это время смотрел, например, на дорожный указатель или не принял торможение машины в соседнем ряду, как сигнал опасности, не задал себе вопроса, почему это она вдруг стала тормозить, когда у него самого полоса совершенно свободна;
  • склонность к наезду на припаркованные машины (препятствия), стоящие справа вдоль дороги. Причина: водитель смотрит на встречную машину и непроизвольно поворачивает руль вправо (уклоняется от встречной) без контроля бокового интервала справа;
  • попытки проезда на красный сигнал светофора. Водитель, возможно, отвлекся на второстепенную работу, например, старательно исправлял небольшое уклонение из полосы движения и светофора во встречных лучах солнца не видел вовсе;
  • попытки входа в крутой поворот на большой скорости, обеспечивающей надежный занос или опрокидывание автомобиля. Если водитель смотрит только вперед, то перед поворотом трудно определить величину скорости, а вот если смотреть правее, или левее, то мелькающие предметы обочины дадут полную картину. «Мелькания» быть не должно, кустарники, столбики, бордюрные камни, перед поворотом руля, «проплывают», а не пролетают, и тогда даже на чистом льду крутой поворот будет пройден успешно;
  • попытки очень резкого перестроения, в соседнюю полосу, в то время, когда там надо пропустить опережающее транспортное средство.

Все эти ошибки очень быстро проходят вместе с первым волнением. Водитель освоится в городе, изучит маршрут и никакая подстраховка ему будет уже не нужна. Проблему безопасности первых поездок легко решает автоинструктор, водитель — наставник которого Вы пригласили на свою машину.