Времена, когда мальчишки бежали за автомобилем, как за чудом, давно прошли. К автомобилю привыкли, явление стало массовым. Ездят все, мужчины и женщины, молодые и старые. Умение водить легковую машину перестало быть делом узкого круга людей. Сейчас автомобиля нет только у тех, кто не хочет его иметь. Отношение к обучению вождению ввиду массовости процесса, потеряло ореол значимости и сакральности. «Все вон, садятся, едут, и ничего». Такой точке зрения способствует совершенство нынешних автомобилей, наличие автоматики, берущее часть функций водителя на себя, отличная резина, активная и пассивная защита, удовлетворительные дороги. Машина заводится и зимой и летом, с АКПП не нужно даже уметь трогаться с места. Можно не знать устройства машины и успешно ездить, достаточно только регулярно посещать хороший автосервис.

Вместе с тем, что автомобиль стал привычным и «ручным», аварийность на дорогах очень высокая, много людей в результате ДТП травмируется и гибнет. Но для большинства все это остается за кадром, там, далеко, в виртуальной реальности, они уверены, что неприятности их не коснуться. Но автомобиль, как и любой вид транспорта, независимо от отношения к нему всё равно остается средством повышенной опасности.

В автошколы приходит много людей, далеких от автомобиля и дороги. Они не готовы сразу, без раскачки, всерьёз воспринимать и запоминать очень важную информацию. То, что для водителя со стажем является ценнейшим опытом, накопленным «потом и кровью», для них может быть совсем не интересно. Рассказы об опасных режимах движения, о последствиях ДТП могут вызвать даже беззаботный смех, вспоминаются сцены из комедийных фильмов, где герои после погони на автомобиле и эффектной аварии остаются целыми и невредимыми. У многих женщин в моде образ «блондинки», в фильмах им всё сходит с рук, и они подражают.

Казалось бы, что все хотят уметь профессионально водить автомобиль, стремятся овладеть этим искусством в совершенстве. На самом деле это не так. Начинающий водитель будет готов реально обучаться вождению только после того, как лично ознакомится с неприятными «сюрпризами» от Дороги. Происходит это уже после автошколы, когда новичок начал ездить сам.

О чем идёт речь? Нет смысла литературно обрабатывать эту информацию, ниже составлен сокращенный и не самый негативный перечень характерной терминологии:

Составление протокола об административном правонарушении. Составление объяснения участником ДТП. Штраф за нарушение ПДД. Разбитая машина. Эвакуатор. Телесные повреждения. Скорая помощь. Посещение группы разбора ДТП. Визиты в страховую компании. Поиск свидетелей. Независимая автоэкспертиза. Ремонт машины. Отсутствие полиса ОСАГО у виновника. Услуги адвоката. Ожидание и перенос суда. Неявка ответчика на суд. Продажа битого автомобиля. Возмещение ущерба в порядке регресса. Дополнительные претензии от пострадавших, и т.д. и т.п.

Лично ознакомившись с неприятными последствиями ДТП, человек начинает иначе смотреть на своё умение водить автомобиль. Самым важным для него становится способность очень длительное время, 8 – 10 лет передвигаться на своей машине без ДТП.

До этого момента сам разговор о подстерегающих неприятностях может быть просто не принят, или даже гневно отвергнут, так как всё это якобы может «материализоваться», что нельзя «программировать» на негатив. Неискушенный человек хочет слышать приятную, неутомительную, приглаженную и прилизанную информацию, объяснения инструктора и объем доносимой информации должен соответствовать их личным представлениям о дороге и о процессе обучения вождению. На первом месте, например, могут стоять посторонние для вождения вещи: цвет салона, работа музыкального центра, настройка часов, невоспитанность других участников движения, а не цель и суть процесса обучения вождению.

После ДТП у основной массы водителей происходит глубокое переосмысление своей жизненной позиции и алгоритма своего поведения на дороге. Этому способствует длительное передвижение после ДТП на общественном транспорте, с пересадками, в толчее, с ожиданием на остановках, в то время как на своём автомобиле всё решалось бы на счет «раз». В процессе этой утомительной езды рождаются правильные мысли, что, «надо было пропустить этого неадекватного с прилегающей территории», «не стоило рисковать и опережать такси справа», именно в такие минуты идёт формирование и созревание настоящего водителя. Он начинает понимать, что шутки на дороге плохи, начинает продумывать, как при любом раскладе не попасть на дороге под удар судьбы, а это дороже, и это совсем другое, чем умение ловко выполнять «полицейский разворот». Умение делать отдельные каскадёрские трюки без серьёзной жизненной позиции не делает вождение безопасным. Появляется соблазн продемонстрировать своё «мастерство» прохожим, которым и дела до этого нет.

После ДТП учиться у автоинструктора в большинстве случаев необходимости уже нет. Человек всё уже умел, но сам не захотел уберечься, понадеялся на свое «преимущество», не соблюдал самых простых мер безопасности, не занимался вопросами стратегии безопасного движения, а просто «ехал». Здесь можно без посторонней помощи, самостоятельно сделать выводы и ездить аккуратнее и предусмотрительнее. Когда же водитель попал в историю по неопытности, и теперь не знает откуда ждать новое испытание, а ездить очень необходимо, вот тогда без опытного автоинструктора на машине обучаемого (ученика) не обойтись.

Самыми обучаемыми начинающими водителями являются те, кто в начале своей практики вождения еще не закрепил в своем стиле вождения вредные и опасные привычки, но по неопытности уже обжегся и ввиду острой необходимости передвигаться на машине готов обучаться на своём автомобиле у частного автоинструктора. Такие ученики с полуслова понимают, о чём вообще идет речь на уроке вождения, их не нужно агитировать за безопасный стиль вождения, они уже всё это почувствовали в своей реальной жизни, или на примере близких, знакомых или коллег.

Научить ездить очень просто. Самое сложное в работе автоинструктора, это убедить начинающего водителя соблюдать простейшие меры безопасности. Они многим поначалу кажутся чрезмерными и утомительными. Они наивно верят, что из-за стоящего на остановке автобуса никто никогда не выскочит, что они всегда успеют затормозить в последний момент, что автомобиль на повороте не может войти в занос или опрокинуться, что все другие водители их видят и должны пропустить, что все адекватны и вежливы. Они думают, что все знают ПДД, что они сами никогда не забудут осмотреться перед выполнением маневра и включить поворот, и так до бесконечности. Только поездив год – два, новички будут считать иначе.

В заключении можно сказать, что обучение Правилам дорожного движения и вождению намного эффективнее, когда оно адресовано хотя бы немного ориентированной и подготовленной аудитории. Например, когда в семье обучаемого уже есть машина, все члены семьи вольно или невольно сопереживают все произошедшие события на дороге. Хорошо, когда будущий водитель на работе иногда слышит «горячие» разговоры» коллег автомобилистов типа: «Еду сегодня я по Тверской, и вдруг!…»

При этом для обучения очень хорошо, когда человеку надо ехать сейчас, сегодня или завтра, по важным и неотложным делам, а не через несколько лет. Когда невозможно без машины добраться до работы, необходимо возить ребёнка в садик, в школу, секции, возить престарелых родителей и т.д.

Водительское удостоверение часто получают, не имея ни машины, ни планов, ни самой необходимости, куда-либо ехать. На всякий случай. С началом водительской практики в этом случае нужно бы позаниматься, вспомнить теорию, покататься с инструктором. Но многие этим пренебрегают. Подружка ей сказала, что села и сразу поехала сама.

И только после первого негативного знакомства с дорогой человек обращается к автоинструктору, теперь он готов учиться и воспринимать информацию.