Можно делать не всё, что разрешают Правила дорожного движения.
Для безопасного передвижения на автомобиле недостаточно выполнения требований ПДД. Иногда не следует выполнять некоторые действия, хотя Правила их разрешают. В качестве примеров приведу некоторые положения ПДД, они присутствуют в экзаменационных билетах.
Билет №1, Вопрос №11
Правильный ответ: Можно.
Легковому автомобилю разрешается выполнение опережения грузовых автомобилей по указанной на картинке траектории. Опережение, или движение быстрее скорости потока, как мы еще рассмотрим в конце статьи, само по себе достаточно опасно. Опережение на перекрестке опасно вдвойне. Грузовая машина, которую легковая машина опережает перед самым перекрестком, может полностью загородить дорогу, примыкающую справа. А оттуда внезапно для Вас, может выехать транспортное средство, движущееся прямо, направо или налево. Перед грузовиком оно успевало «проскочить», а Вам столкновения не избежать. Если что либо загораживает водителю обзор, то очень вероятно неожиданное появление опасности из зоны, которую водитель не видит. Перед перекрёстком, или на перекрестке такая вероятность увеличивается. На перекрестке полосу лучше не менять, как на картинке. Безопаснее на первых порах выезжать с перекрестка в том же ряду, в котором Вы туда въехали. На картинке машина въехала на перекресток во втором ряду, а выехала в крайнем правом.
Билет №4, Вопрос №11
Правильный ответ: Разрешено.
Вам разрешается обогнать мотоцикл на перекрестке, так как Вы на главной, но делать это крайне опасно, так как мотоциклист может внезапно начать левый поворот или разворот, не включив левый поворотник, или лампочку в яркий солнечный день будет не видно. Желание обогнать появляется при маленькой скорости мотоцикла, а он снизил скорость как раз для поворота или разворота, а поворотник не включил. Намерения мотоциклиста будут понятны, только после проезда перекрестка, там и нужно его обгонять, если это очень необходимо. Если вместо мотоцикла будет грузовик, то он, в отличие от мотоцикла, к тому же полностью загородит дорогу, примыкающую справа, а по ней в поперечном направлении (и не только в поперечном) может двигаться ТС, которого Вы не видели, но просто обязаны были его спрогнозировать для своей же безопасности. А если водитель грузовика начнет объезжать возникшую справа помеху? Он повернёт влево, в Вашу сторону, при этом ему будет не до зеркал. Столкновение гарантировано.
Билет №7, в Вопрос №11
Правильный ответ: Разрешается.
Вам разрешается перестроиться на среднюю полосу для опережения грузового автомобиля в конце подъёма, так как в конце подъёма запрещен обгон, а опережение не запрещено. Но со встречного направления неадекватный водитель может, игнорируя сплошную линию разметки, обгонять белый автомобиль, который, как специально для этого, изображен на картинке и произойдет лобовое столкновение. Печальные случаи подсказывают, что в конце подъема нужно всегда прижиматься как можно правее и снижать скорость на случай, если со встречного направления Вам в лоб вылетит ненормальный. Мало того, в конце подъема нужно вообще быть готовым уходить от такой встречной в кювет. Это лучше, чем столкновение. На картинке изображена очень удачная ситуация, когда Вы можете проехать конец подъёма и сам верхний излом рельефа дороги, под прикрытием того самого грузовика, которого правила разрешают опередить по левой полосе в конце подъёма. Для этого нужно двигаться, не меняя полосу, за грузовиком и не занимать левый ряд, пока за изломом рельефа не станут видны все встречные машины и станут понятны их намерения.
В пункте 14.2 ПДД говориться, что если перед пешеходным переходом остановилось или уменьшило скорость ТС, то другие водители тоже должны остановиться или уменьшить скорость, чтобы увидеть, что пешеходов нет. А если они есть, то уступить им дорогу. Надо напомнить, что любой город, это большой пешеходный переход, где пешеходы нарушают и переходят дорогу, там где хотят. Если Вы не будете двигаться быстрее потока, не будете опережать без необходимости ТС, движущиеся по соседним рядам, то Вы неизбежно снизите скорость и остановитесь не только перед пешеходным переходом, но и в другом месте, где на дороге появилась опасность. Вам это пока не видно, а соседи по потоку уже видят, снижают скорость, или останавливается перед помехой. Это может быть и велосипедист, который вне пешеходного перехода едет на велосипеде поперек многополосной дороги. Все его видят и пропускают. Его не увидит только водитель, движущийся быстрее скорости потока, а когда увидит, то будет уже поздно.
Билет 1, вопрос 8.
Правильный ответ: Возможны оба варианта действий.
Поворачивать направо в данном случае можно из двух полос. Но из крайней правой полосы кто то может, в нарушение ПДД, поехать прямо и тогда будет столкновение. Во всех случаях безопаснее поворачивать из крайних полос.
Правильный ответ: По любой траектории из указанных.
Аналогичная ситуация при повороте налево.
Ниже приведены еще примеры, когда Правила разрешают, но пользоваться таким правом не всегда безопасно.
Сложно перечислить все возможные варианты возникновения опасных ситуаций на дороге, если не прогнозировать дорожную обстановку, а просто выполнять Правила. Их много, все не распишешь. Речь идет о выработке общего алгоритма анализа обстановки, и правильных действий водителя. Водитель должен всегда прогнозировать дорожную обстановку и действовать на упреждение. Это положение невозможно прописать в Правилах, слишком неконкретные термины, но любой водитель поймет без описания, что такое, например, «опасное вождение». Тут и ребенок скажет, что это вождение не только без прогнозирования, но и вообще без головы.
Пока будущие водители учатся в автошколе, то им не до тонкостей, изложенных в статье. Экзамены бы сдать, и получить «Права». Если подобную информацию давать в автошколе на теоретических лекциях, то обучаемые не поймут, что запрещено в конце подъёма, обгон или опережение, когда разрешен обгон на перекрестке, экзамен будет не сдан.
Тонкостями вождения и ПДД лучше заняться уже после автошколы, после накопления первичного опыта самостоятельного вождения.
Любой участок дороги, любую развязку можно проехать таким образом, что при любом раскладе Вам не с кем будет пересекаться, конфликтовать, а тем более попадать в ДТП. Обучение, которым я занимаюсь, на своём завершающем этапе, как раз и нацелено на понимание данного вопроса. Водители, которые уже обожглись на дороге, очень охотно воспринимают эту информацию, пытаются понять логику безопасного вождения, или «стратегию», как я её назвал в заголовке. Их очень интересует, как нужно ездить на автомобиле и не попадать при этом в неприятные истории на дороге. Вначале им кажется, что есть «водительские секреты», и просят их раскрыть. На самом деле секретов нет, это постоянный, непрерывный анализ и прогнозирование дорожной обстановки, грамотные действия на упреждение, когда выбирается самый минимальный риск из всех возможных. Опытный водитель делает все это автоматически, не задумываясь, а новичку нужно поработать над собой. Зато полученный алгоритм действий останется на всю жизнь.