Не выезжайте в город на «механике», пока не освоите приёмы, описанные ниже:

Научитесь держать повышенные обороты для трогания

Стоим на ручнике. Научитесь держать обороты «трогания» 1200 – 1500 не по тахометру, а на звук. Смотреть при этом нужно тоже не на тахометр, и не на приборы, а в основном на улицу (вдруг авто покатится – сразу заметите) и слушать при этом мотор. Чтобы обороты не плавали, пятка правой ноги должна стоять на полу, а правая часть ступни прижата к правому борту. Тогда появляется возможность очень точно изменять величину нажатия на акселератор «газ» и регулировать величину оборотов. Попробуйте изменить тональность работы двигателя чуть выше (нажать), чуть ниже (приотпустить). Теперь то же самое проделайте, одновременно копаясь в своей сумочке, можно попробовать написать записку, пошевелить левой ногой. Сделать это возможно, только «выключив» правую ногу, когда она фиксируется в положении той тональности двигателя, которую Вы выбрали. Тогда и при трогании, при отпускании сцепления до момента схватывания правая нога непроизвольно не отпустит «газ», и машина не заглохнет. Если этому не научиться, машина будет постоянно глохнуть, или ученик будет бесконтрольно увеличивать обороты до запредельных, диск сцепления при этом горит, появится неприятный запах.

Диск сцепления стоит недорого, но, чтобы его поменять, надо разобрать пол машины. Чтобы избежать этих убытков, инструктора на своих учебных машинах обороты холостого хода ставят чуть выше, на них машина на ровном месте вполне себе трогается при плавном отпускании сцепления, без дополнительной дачи газа, достаточно вовремя отпустить тормоз, если он вообще был нажат. Предварительного увеличения оборотов акселератором не требуется, машина назад не покатится, и не заглохнет. После такого обучения, когда ученик садится на свою машину, с нормальными заводскими настройками холостого хода, нормально энергично тронуться на «зелёный» он не сможет, сразу глохнет, а при попытке нажать «газ», машина катится назад, горит сцепление начинается обычный «кардибалет». Объяснениями, уговорами, страшилками решить эту проблему с учеником невозможно. А вот очередное упражнение научит человека перед троганием «подгазовывать» акселератором ровно столько, сколько требуется.

Наезд на бордюр за счёт тяги мотора

На ровной, без уклона назад дороге поставьте машину под углом примерно 35 – 45 градусов к невысокому бордюру, касаясь бордюра передним правым колесом.

Задача: Заехать передним правым колесом на вершину бордюра и сразу плавно там остановиться, не заехав дальше на газон. Далее нужно съехать в исходное положение назад, плавно спустив на тормозе колесо с бордюра. Многократно, вперёд, назад, до полного автоматизма.

Без дополнительной дачи газа перед подъёмом на вершину бордюра авто сразу же заглохнет. Подбираем такие обороты (тональность), чтобы машина легко, но без рёва и запаха сцепления, заезжала на бордюр. Если на вершине не нажать сцепление и тормоз, машина может целиком заехать на газон, о чём мы не договаривались. Если при съезде с бордюра не придерживать машину тормозом, то она свалится с высоты и даже может стукнуться о высокий бордюр бампером. В вождении ничего не делается «навсегда». Отпускаете сцепление не навсегда, почувствовав, что мотору тяжело и он сейчас заглохнет, надо тотчас его опять выжать, добавить чуть больше газу и опять пробуем отпустить, опять мотору тяжело?; тогда всё повторяется до тех пор, пока не будут подобраны нужные «обороты заезда на бордюр» (нужный звук), и машина плавно заедет на плоскую вершину бордюра.

Наезд на бордюр за счёт инерции автомобиля

На ровной, без уклона дороги, остановиться на расстоянии примерно 0,5 метра от невысокого бордюра, под углом примерно 35 – 45 градусов. Трогаемся, слегка разгоняем машину. Перед наездом на бордюр нажать сцепление, приготовиться плавно тормозить на вершине бордюра. Не стремиться наехать с первого раза за счёт высокой скорости. Начинать с небольших скоростей, на которых машина не сможет наехать. Делать несколько попыток, каждый раз скорость чуть увеличивать, пока, наконец, будет подобрана минимальная скорость, на которой машина плавно заедет на вершину. В процессе тренировок человек начинает замечать нюансы, на которые ранее не обращал внимание.

Почему важна малая скорость наезда по инерции? На высокой скорости можно ребордой колеса и острым краем бордюра прорубить боковину покрышки, а избежать такого манёвра по жизни Вам не удастся. На заледенелый край бордюра можно заехать исключительно за счёт инерции. Если пытаться это делать тягой двигателя, то за счёт пробуксовки машина будет скользить вдоль бордюра и не заедет. А уметь это делать нужно обязательно. Например в тесных дворах, не заехав на бордюр одним колесом, попросту не разъедешься со встречной машиной.

Наезд на «лежачего полицейского»

На ровной, без уклона дороге, двигаясь по прямой вдоль дороги, подъехать вплотную к полицейскому. За счёт тяги мотора плавно заехать на вершину полицейского и остановиться. Плавно съехать. Повторить несколько раз передними и задними колесами, передним и задним ходом. Можно попробовать заезжать на полицейский и за счёт инерции, как на бордюр, как Вам станет понятно, это возможно на самой минимальной скорости.

«Маятник»

Останавливаемся на дороге с небольшим уклоном назад, чтобы при отпускании тормоза на нейтральной передаче машина начинала плавно катиться назад, без большого ускорения. Посторонних машин и пешеходов вокруг быть не должно.

Отпускаем тормоз, машина начинает плавно катиться назад. Даём «газу» до отработанного звука трогания, или звука наезда на бордюр. Отпускаем сцепление до схватывания. Движение назад замедляется, потом машина останавливается и с уже отпущенным, или неполностью отпущенным сцеплением начинает двигаться вперёд.

Отпускаем «газ», выжимаем сцепление. Машина по инерции с замедлением едет вперёд в горку, плавно останавливается и начинает катиться назад. Опять даём «газу» до отработанного звука трогания, или звука наезда на бордюр, и всё повторяется заново.

После многократного выполнения упражнения Вы сможете регулировать амплитуду (размах) маятника, интенсивность момента «реверса», держать место относительно ориентира, дерева, столба. Откат машины назад не будет вызывать паники, смотреть при этом вы будете не на приборы, а наружу вбок, чтобы заметить откат и правильно на него реагировать.

В конце концов вы сможете качать маятник с минимальным откатом назад, или вообще без отката, что и требуется при трогании в гору без использования ручника. Вы уже никогда не наедете на машину сзади, не заглохните при трогании в гору, Будете понимать, что чем круче гора, тем больше требуется газу (звука) и т.д.

Трогание в гору с ручника

Важно при трогании в гору не допустить отката назад, чтобы не повредить чужую машину сзади. Для этого мы тренировались делать маятник. Но подъём может быть очень крутым, а машина сзади слишком близко, нужно себя дополнительно обезопасить ручником. Ни сантиметра назад!

Запомните правило: когда Вы ставите машину на стояночный тормоз для стоянки, тяните его вверх, не нажимая кнопку на рычаге. Тогда будет работать трещотка, будут слышны щелчки, рычаг зафиксируется в вытянутом вверх положении. Когда Вы тормозите ручником в движении, то необходимо кнопку на рычаге постоянно держать нажатой. Иначе Вы не сможете в нужный момент отпустить тормоз.

Для начала необходимо понять, что торможение машины тем больше, чем сильнее Вы тянете вверх рычаг ручника. Не все это понимают.

Останавливаемся на дороге с уклоном вперёд, отпускаем рычаг ручного тормоза с нажатой кнопкой на нейтральной передаче. Машина покатилась вперёд. Опять тянем рычаг, останавливаемся, подбираем усилие для удержания машины на разных скоростях и разных склонах. Чем круче уклон дороги, тем сильнее нужно тянуть рычаг. Вы поймёте, что при трогании с ручника его не нужно тянуть изо всех сил, это нарушает координацию, человек вообще тогда не может нормально тронуться.

В какой момент отпускать ручной тормоз? Поможет упражнение. Стоим на ровной без уклона назад дороге. Затяните ручник, как на стоянке с трещоткой, не слишком сильно. Попробуйте тронуться, при этом не старайтесь двинуться, но если авто «пересилило» ручник и немного проехало, ничего страшного. Проследите, как при попытке тронуться, задняя часть машины начинает «приседать», начинают скрипеть пружины подвески, машина бы поехала, но ручник не даёт. «Поприседайте» так несколько раз.

Теперь держите ручник рукой с нажатой кнопкой, «присядьте», опустите рычаг вниз, машина «выстрелит» вперёд, начав активно двигаться.

Теперь то же самое упражнение, но на подъёме. Многократное выполнение упражнения даст Вам возможность почувствовать, с какой силой тянуть рычаг, вы научитесь его опускать только после «приседания» машины, или даже с началом движения, когда машина, пересиливая ручник начала движение. Это тоже хороший вариант, ведь главное ни сантиметра не откатиться назад, что и выполняется.

Трогаться с ручника приходится не только в гору. Обратите внимание, что когда Вы садитесь в машину, то после отпускания тормозов, машина может неожиданно для вас сразу же энергично проехать и 10 см и 30 см, пока не въедет в ямку, над которой «зависло» колесо в момент остановки машины. А рядом вплотную может припарковаться другой автомобиль. Поедет, или не поедет машина Вы не знаете. Может, за время Вашего отсутствия лёд в выбоине растаял и машина уже готова сорваться с места. Надо поберечься, ручник уже затянут, включаете нужную первую или заднюю передачу, тянете ручник, нажимаете кнопку на рычаге, а отпускаете его фактически только после начала движения. И тогда случайности не будет.

Переключение передач с высших на низшие при выполнении поворота на перекрёстке

Характерная ошибка начинающего водителя, перед поворотом: он хочет заранее включить низшую, первую передачу (для надежности!), когда до поворота ещё далеко, чтобы к повороту «уже всё было готово». А на высокой скорости первую передачу можно включить столько с большим усилием, ломая коробку передач. Включить то можно, с «перегазовкой», но тут речь не об этом. Надо научиться спокойно тормозить и поворачивать на той передаче, на которой Вы ехали до поворота. На пятой, на четвертой, на третьей, на любой. Тормозите по прямой. Перед поворотом руля отпускаем тормоз, поворачиваем руль. Машина поворачивает, руль неподвижен. И именно в этот момент, пока руль неподвижен, включается нужная низшая передача, обычно вторая, если авто едет, или первая, если машина почти остановилась на неровной дороге, или по другой причине. Раз при переключении руль неподвижен, то тренировку можно проводить и по прямой. Разгон до 40 км/час, третья передача (можно включить четвёртую), тормозите до скорости, на которой бы Вы выполняли поворот. Отпустить тормоз. Сцепление не нажимать, даже если включена пятая! Скорость гаснет, и только в момент, когда действительно нужно «подтолкнуть» машину, чтобы она не остановилась, включается передача, а не «заранее».

Избавляемся от привычки при торможении сразу выжимать сцепление.

После долгой практики езды на площадке у начинающего водителя прочно закрепляется привычка при торможении сразу выжимать сцепление во всех случаях, независимо от скорости.

На площадке сцепление нажимать нужно, так как там скорость маленькая, чтобы не заглох мотор. А когда есть скорость, то тормозить нужно обязательно на включенной передаче. В этом случае:

  • мотор помогает тормозить и Вы не перегреете тормоза,
  • работает усилитель тормоза и даже дамский туфель справиться с задачей интенсивного торможения
  • при возникновении заноса с включенной передачей автомобиль уже готов к выводу из заноса (смотри «Зимнее вождение»).

Для тренировки выполняется простое упражнение: на малоинтенсивной дороге разгоняемся до 40 км/час. На третьей или четвертой передаче начинаем очень плавно тормозить. Обратите внимание на тахометр, при оборотах менее оборотов холостого хода, начинается небольшая «тряска» двигателя. Так вот, сцепление выжимается немного раньше, чем началась бы тряска мотора, после чего включается вторая передача, если машина хоть немного едет, или первая, если машина остановилась.

Если Вы качественно отработаете вышеперечисленные упражнения на «механике», то в дальнейшем в городе у Вас не будет никаких проблем с МКПП и обучение идёт по той же самой программе, что и АКПП.

Когда переключать передачи? Слушайте и чувствуйте мотор

Мотор сам Вас попросит перейти на нужную ему передачу. При увеличении скорости обороты двигателя увеличиваются, звук усиливается, тональность повышается, с дальнейшим ростом звук переходит в рёв. Не нужно этого боятся, это мотор Вас просит перейти на следующую высшую передачу. После перехода звук сразу станет приятнее для уха, тише и снизится тональность. Если разгон продолжается, то через некоторое время мотор опять «заревёт» и опять попросит очередную высшую передачу. Если рёва мотора нет, то и не следует включать более высокую передачу. На ней мотор просто не будет «тянуть», обороты будут недостаточными для этого. Здесь хочется отметить, что современные моторы «гибкие», тянут и на низких и на средних и на высоких оборотах, но это не означает, что МКПП можно не переключать и ехать, к примеру всё время на второй. Это не полезно для мотора и лишает машину необходимой динамики. У начинающих водителей нежелание переключать передачу связано с напряженностью и отсутствием навыков. Характерный пример. Едем по городу, скорость 40 — 50 км/час, третья передача, впереди «лежачий полицейский». Водитель тормозит, на минимальной скорости, переезжает через препятствие, и не переходя на низшую передачу, нажимает «газ» и продолжает движение. Обороты при этом очень низкие, почти холостого хода, двигатель начинает «дёргать», очень плохо тянет, но всё же способен разогнать машину до прежней скорости. Ученик, если ему ничего не сказать «узаконит» такой стиль движения. Как делать правильно? Тормозить перед полицейским на той передаче, на которой двигались по городу. Перед наездом на препятствие тормоз нужно обязательно отпустить (подвеска автомобиля лучше выдерживает нагрузки, если при ударах о выбоины и препятствия колесо будет полностью расторможено). В процессе движения по инерции через препятствие спокойно нажимается сцепление и включается пониженная передача для разгона. Это необходимо для разгона на нормальном режиме двигателя, когда он способен создавать необходимую тягу. Если низшую передачу не включать, отсутствие тяги будет заметно: педаль «газа» проваливается до пола, а эффекта нет, мотор «не тянет». Это он просит Вас включить низшую передачу и облегчить ему работу. Бензиновые моторы плохо переносят работу на низких оборотах, поэтому переключаться необходимо обязательно, слушая и чувствуя мотор да и вообще всю машину. Не получится ехать по отдельности, машина сама по себе и водитель тоже сам по себе. Водитель всё время слушает мотор, оценивает все шумы, скрипы, стуки, вибрации, оценивает эффективность тормозов, руля, педали газа. Водитель и машина в движении это единое целое.