В жизни все идет из детства. Применительно к теме вождения очень желательно, чтобы в раннем детстве ребенок много играл, в том числе и с машинками, у которых на осях крутятся все колесики, а передние колеса поворачиваются, как у настоящей машины при повороте руля. Если при этом колесики резиновые, которые вбок не проскальзывают, это здорово вдвойне. Ребенок с такой машинкой постоянно в игре моделирует варианты заезда в гараж, движения вокруг других игрушек, движение задом и т.д. Для него становятся понятными многие вещи, что передние и задние колеса на повороте едут по разным траекториям, в какую сторону нужно поворачивать колеса при движении задним ходом. Те же навыки появляются при катании на трехколесном велосипеде, еще лучше, на машине с педалями по квартире и на улице.

В процессе спортивных игр дети выясняют, что если очень быстро бежать по мокрому скользкому стадиону, изменить направление бега резко не получится, надо или снизить скорость бега, или поворачивать медленно, иначе поскользнёшься, (а у автомобиля возникнет занос, проскальзывание колес).

Если бежит группа, дети друг на друга не налетают, двигаются «в потоке», как и машины, синхронно, с одинаковой скоростью, держат дистанцию и интервалы.

Много информации дает обычный двухколесный велосипед с переключением «скоростей», становится понятным, как работает коробка передач. Те, кто сильно тормознул передним тормозом, перелетел через руль и выяснил, что переднее колесо тормозит очень эффективно, а заднее даже при блокировке такого эффекта не даёт. Становится понятным без формул и схем сил, почему велосипед кренится (наклоняется вбок) на повороте. Если спросить у юного велосипедиста, он наверняка ответит: «Как почему, чтобы удержать равновесие!» Ему все понятно без интегралов и синусов.

Езда на мопеде, конечно, опасна, но кто на них в юности катался, прекрасно понимают, что такое в гору «мотор не тянет», и почему надо переключаться на низшую передачу. Получив шишки и ссадины, узнают, что невозможно остановиться мгновенно, и что такое тормозной путь. Видят, как в грязи буксует заднее колесо и как ведет себя при этом мопед и т.д. и т.п.

К сожалению, в настоящее время на законном основании невозможно дать подростку «порулить» на настоящем автомобиле. По крайней мере, я не слышал, что вот в пункте «А» под свою ответственность можно передать управление несовершеннолетнему. Нельзя даже на машине с дублирующими педалями, пока он не достигнет определённого возраста. Бесценный опыт руления, работы со сцеплением, переключением передач, движения по дороге, остается в этом случае у человека на всю жизнь, как умение кататься на велосипеде. Если по большому секрету спросить у любого профессионала – водителя, и не только, то наверняка выяснится, что все они в детстве сидели за рулем, а потом до конца жизни были благодарны за это.

Люди, которые в детстве занимались вышеописанным, очень легко понимают и чувствуют автомобиль, параметры его движения, для них все это, как само собой разумеющееся, не требующее пояснений.

В автошколу приходят люди с «разным детством». Соответственно сразу происходит разделение на учеников, у которых трудностей почти нет и на тех, у кого эти трудности есть.

Первой группе не требуется большое количество уроков, после получения «Прав» они могут нуждаться не в инструкторе, а скорее в штурмане, который знает город и подскажет, где перестраиваться, где поворачивать, где стоят светофоры и т.д.

А вот вторая группа требует большего количества часов учебного вождения. Хорошо, если они реально и самокритично себя оценивают и активно навёрстывают упущенное. Но они могут и не понимать, почему другие так легко «садятся и едут», пытаются искать причины совсем в других местах, читают умные теоретические книги, ищут «хорошего инструктора», который скажет, «когда надо крутить руль», и они сразу поедут, как все. Никакие ухищрения не заменят им длительную практику вождения.

Обучение вождению напоминает спортивную тренировку: дай пас, ударь, прикрой, бей! В нашем варианте это тормози, пропусти, поверни, посмотри, переключи, отпусти, нажми, включи. Послушайте футбольного тренера, на тренировке, запросто можно услышать оценку подопечных: «ах ты мазила!» В бассейне тренер у бортика может ластой слегка поддать спортсмену для скорости и для моральной поддержки. Никто не говорит, что автоинструктору позволительно отпускать в адрес учеников подобные эпитеты и действия, но человек, который в детстве никогда не ходил в спортивную секцию, при малейшем изменении тембра голоса автоинструктора может заявить: «Что это Вы тут на меня (орёте) голос повышаете?», мгновенно переключившись с дорожной обстановки на склочное выяснение отношений. По разные стороны баррикад тогда оказывается автоинструктор, недавно чинивший за свой счёт из-за подобной ситуации свой и чужой автомобили, и человек, для которого псевдоэтикет важнее опасного поворота на дороге.

На разнообразие вариантов детства накладываются другие особенности личности: рассеянный, медлительный, закрепощенный, забывчивый, или собранный, сообразительный, с хорошей памятью и координацией молодой человек. Образование техническое, автомобильный институт, или гуманитарное – музыкальное, педагогическое. Молодой, или в возрасте, успешный или не очень. Начальник или подчиненный. Мужчина или женщина. Сангвиник, флегматик, холерик, и так до бесконечности.

За рулем человек ведет себя как в жизни. Инструктора всегда интересует, кем работает, чем занимается ученик, чтобы понимать, что ожидать от него на дороге, как достичь совместного успеха, чтобы и ученик поехал сам, и инструктора рекомендовали положительно.

В заключение хочется отметить, что самыми нуждающимися в дополнительной помощи автоинструкторов являются люди, которые по не зависящим от них причинам в детстве не получили практику, описанную в начале статьи. Это особенные люди. Как правило, они очень талантливы в других областях. Обучение таких водителей, а обычно они в солидном возрасте, не может быть массовым. Это продукт штучный, очень деликатный, требующий терпения, старания и честности с обеих сторон. С ними очень важно пройти обучение по максимальному охвату дорожных ситуаций, ведь там где более способный (к вождению) сообразит на ходу, они не справятся, их нужно заранее готовить ко всем возможным вариантам действий. Практика и еще раз практика вождения. Другого варианта пока никто не предложил.

Удачи Вам на дороге!