Любое ухудшение видимости на дороге чревато неприятностями. Но наиболее коварно работает ограниченная видимость. Ясный день, кругом всё видно, только прямо на обочине растёт один единственный куст…

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Дорогу плохо видно из-за погодных явлений или тёмного времени суток. Видимость не изменится, если проехать еще пару километров, она везде такая в районе.

Для недостаточной видимости Правила содержат требования по использованию фар и фонарей, обозначению выступающего груза, световозвращателей для пешеходов, велосипедов и мопедов. Для пеших колонн предусматриваются фонари, имеются ограничения на прогон животных.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Ограниченная видимость не носит глобального характера. Она местная, локальная. Вот тут видно, а через десять метров не видно. Можно стоять на месте, а видимость будет меняться, по мере проезда машин по дороге.

Для ограниченной видимости предусмотрен запрет обгона: 11.4. Обгон запрещен: в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Имеются и общие правила, для недостаточной и ограниченной видимости:

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен: …там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

8.11. Разворот запрещается: в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

12.4. Остановка запрещается: на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении.

Недостаточная видимость: туман, снегопад, дождь в основном вызывают правильную реакцию водителей, все снижают скорость и едут осторожно, а вот с ограниченной видимостью всё сложнее.

Кусты на повороте ограничивали видимость, а когда проехали, то видимость снова стала отличной. Машина на перекрёстке сначала загораживала обзор, а когда уехала, обзор стал хорошим. Ещё чуть-чуть проехать, и всё будет хорошо видно. Появляется идея эти чуть-чуть проехать побыстрее. Раз получилось, два. В итоге к ограниченной видимости относятся без должного внимания и настороженности. Водители продолжают двигаться с прежней скоростью, находясь в зоне с ограниченной видимостью.

Остановившийся на остановке автобус ограничивает видимость. Вообще не видно сошедших пассажиров, которые вот-вот появятся на проезжей части из-за автобуса совсем не по Правилам.

Бывает видимость лишь на мгновение загораживает выезжающий, перестраивающийся, или обгоняющий автомобиль, но при этом становится не видна опасность, и этого достаточно для ДТП.

В этих случаях обязательно должно присутствовать очень простое прогнозирование по алгоритму: из-за припаркованных машин обязательно выбежит ребёнок, из-за стоящей на перекрёстке машины вылетит встречная. На изломе дороги по встречке в лоб движется обгоняющий. На пешеходный переход из кустов внезапно вырулит велосипедист. Тормозящая в соседнем ряду машина, наверное, пропускает пешехода. Если бы все водители в городе учитывали эти факторы, то средняя скорость была бы намного меньше. Раз скорость не снижается, то можно сказать, что большинство водителей не прогнозирует возможные дорожные ситуации, они едут на «авось». А остальные «едут со скоростью потока». До тех пор, пока не задавят выскочившего из-за угла ребёнка. Ненадолго, кто в курсе, напрягутся, и потом всё продолжается как было.

Часто происходит ослепление низким Солнцем, внезапно выглянувшем из-за зданий или туч. При этом на изношенном стекле начинает светиться грязь, раковины и дефекты, уменьшающие видимость до нуля.

Ограниченная видимость появляется, если на лобовое стекло неудачно размещают очень большой планшет в качестве навигатора.

Широкие наклонные стойки лобового стекла заставляют водителя наклоняться, особенно в сторону поворота, чтобы увидеть пешехода.

Объём внимания, обзор, видимость снижается, когда водитель отвлекается от вождения на посторонние дела: телефон, разговор с пассажирами, чтение билбордов.

В важнейшем для водителя пункте правил сказано:

ПДД 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

С улучшением качества дорог зависимость скорости машин от видимости стала уменьшаться и совсем исчезать. Кратковременно дорогу становиться не видно – большинство водителей скорость не снижают. Во времена сплошных ям, выбоин и промоин на дороге никому не приходило в голову ехать быстро, если не видно дорогу. Пара — тройка сильных ударов по подвеске сразу ставили всё на свои места. А сейчас, если не видно впереди, все держат полосу по разметке, сбоку она всегда видна. И так до столкновения с препятствием. Такая вот невесёлая картина с плохой видимостью.

Чтобы правильно прогнозировать действия других водителей, прежде всего нужно разобраться, видят ли они Вас. Не едут ли они против солнца. Если не видят, то и реагировать на Вас они не будут: не пропустят со встречного направления, не предоставят преимущества со второстепенной. Полезно посмотреть, куда смотрит уступающий водитель. Если на Вас, то скорее всего уступит, а если нет, готовьтесь тормозить.

Это важно и для пешеходов. Они должны понять, видит ли их водитель, перед которым собрались переходить дорогу. Если лица водителя не видно за стойкой, за дверью то пешеход находится в зоне ограниченной видимости, водитель его не видит и переходить дорогу нельзя!

Удачи Вам на дороге!